Банник :: Общие сведения

Nov 03, 2020 20:54



мировоззрениерелигиозноеязычествоперсонажидухи ⟩ банник

Банник - демонологический персонаж в поверьях русского народа, также именуемый баеннииком, байником, баенным, байнушкой, байником, банным, нечистиком, банным анчуткой, банным чёртом, банным шишом и лазьником.

Банник, как правило, считался злым, вредоносным духом, родственным чёрту (что отразилось и в некоторых его названиях тина «банный нечистик» и т.п.), хотя в некоторых местах его и почитали как доброго, радушного банного хозяина, подобного домовому (ср. пословицу: «Нет злее банника, да нет его добрее»). Во многих местах также придерживались мнения, что банник, в общем, не особенно враждебен человеку и не станет вредить хозяевам бани, если только те сами не навлекут на себя его гнев своими действиями.

Очевидно, во всех подобных поверьях нашло отражение двойственное отношение к самой бане: с одной стороны, баня воспринималась как место очищения, необходимое для всех (ср. убеждение, бытовавшее во многих русских деревнях, что человек, который не ходит в баню, - человек недобрый, нечистый) и способное даже излечивать многие болезни, место, где начиналась человеческая жизнь (крестьянские женщины обычно рожали в банях); с другой же стороны, она повсеместно считалась местом нечистым и недобрым, неосвящённым, в котором пребывает нечистая сила, местом, где человека могут подстерегать всяческие опасности - болезни, угар, морок и т.д. Персонификацией этих подстерегающих человека в бане опасностей, воплощением бани как места «нечистого» и считался банник.

Согласно народным поверьям, банник обычно бывает опасен для людей и вредит моющимся, если те нарушают определённые правила поведения. Так, например, в быличках и поверьях банник наиболее часто нападает на людей, которые являются в баню в неурочное время. По народному убеждению, банник очень любит мыться (в некоторых быличках он моет волосы в кипятке, парится и т.д.), причём моется он обычно вечером или ночью, после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три очереди и моющихся «около 5-7 часов пополудни». Тем же, кто приходит в баню в это время (т.е. после захода солнца, ночью или после двух-трёх смен парящихся), банник вредит: пугает, прикидываясь человеком; брызжет, плещет кипятком и кидается раскалёнными камнями из каменки; напускает угару; кричит, «стукочет» и т.п. Нередко он сильно и зло парит попавшегося ему человека, обдирая кожу, а если человек не сумеет убежать от него «умеючи», т.е. задом наперёд, то банник может запарить и до смерти.

Так, например, в быличке из пензенской области мужик, который, припозднившись в дороге перед праздником, пришёл в баню после полуночи и, раздеваясь второпях, вместе с рубахой снял с шеи крест, начав париться, вдруг почувствовал, как кто-то невидимый стал сильно хлестать его вениками по бокам; мужик еле слез с полка, кинулся к двери, но обнаружил, что дверь «так притворена, что и не отдерёшь». Жена мужика, спохватившись, что мужа долго нет, пошла к бане и стала звать мужа и ломиться в дверь; на сей крик собрались соседи и стали рубить дверь топорами, но от двери только искры летели, а щепок не было. Тогда позвали бабку-знахарку; та пришла, окропила дверь святой водой, прочла молитву, и дверь отворилась, мужика вытащили из бани живым, но в беспамятстве: «насилу оттёрли его снегом».

Во многих местах было известно и поверье о том, что банник может задушить человека, моющегося в одиночку вечером или ночью: сперва он усыпляет человека, а потом длинными и толстыми губами обволакивает ему рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух (этим крестьяне нередко объясняли неожиданную смерть от удушья в бане). Кроме того, банник может и «заесть», загрызть неосторожного человека (ср. быличку: «Один мужик пошёл с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал... И закричало нечеловеческим голосом: «Уходите скорее, а то заем!» Мужик и баба побежали домой»). В некоторых быличках банник также сдирает с пришедшего париться человека кожу, которую потом обычно вешает сушиться на каменку; или затыкает тело моющегося в какую-нибудь узкую щель, например, за печку-каменку, где человек и задыхается (ср. быличку: «Вот нет его, нет... Она пошла в баню. Смотрит, а из-за каменки ноги торчат. А там же от каменки до стенки места всего-то с ладонь будет, чуть поболе... Вот как он туда? Это банник его засунул за печку-то»).

Вообще, запрет мыться в бане ночью часто объяснялся не только присутствием в ней в это время банника. По народному убеждению, ночью и в «четвёртый пар» (т.е. в четвёртую смену) в бане моется и собирается на посиделки всякая нечистая сила - не только банники, но и черти, бесы, овинники, лешие, русалки, проклятые и т.п.; человеку же в это время мыться нельзя, так как нечистые духи непременно навредят ему - нашлют болезнь, напугают, а может быть, и убьют. Так, например, крестьяне многих мест верили, что поздно вечером, после того, как люди вымоются, банник пускает к себе в гости чертей («вот почему зачастую и повсеместно рассказывают, как, проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно бы разговаривают, но без слов»); человек же, который в это время пойдёт париться в баню, живым оттуда уже не выйдет: «черти его задушат, а людям покажется, будто угорел или запарился».

Однако при этом, по народному убеждению, всякая нечистая сила пребывает в бане только время от времени; банник же находится в бане постоянно и является полновластным её хозяином. Он может пускать или не пускать к себе различных нечистых духов; он бдительно следит за поведением хозяев бани и, если они не соблюдают определённых правил поведения, может напасть на них в любое время дня или ночи. Вообще, согласно некоторым поверьям, банник властен не только над баней, но и над теми местами, где люди моются и парятся. Так, в некоторых северных лесных местностях крестьяне в баню не ходили вовсе, предпочитая париться в больших печах, занимающих целую треть избы; бани там хотя и существовали, но практически не использовались по назначению (так, например, в Вологодской губернии «под увлечением хорошими урожаями льна и на соблазне охотливых и усиленных заграничных требований через архангельский порт они [бани] были превращены в маленькие фабрики-трепальни и чесальнії»). И в этих местах существовало поверье, что людей, залезающих мыться в печь, банник, «помимо власти и разрешения домового», иногда так плотно заставляет заслонкой, что «вытащат их либо в обмороке, либо совсем задохнувшихся».

Согласно народным поверьям, банник, по большей части, бывает невидим, но его часто можно слышать в бане, особенно ночью: он «шебуршится», ворочается в куче свежих неошпаренных веников, бормочет под полком, за каменкой и т.д. Изредка он показывается людям, и при этом обычно принимает антропоморфный вид, например, облик человека с длинными волосами; голого старика, покрытого грязью и листьями от веников; маленького голого человечка с радужными глазами; чёрного мохнатого человека, иногда огромного роста, с длинными растрёпанными волосами и железными когтями; небольшого мужика в колпаке и т.д. В некоторых местах верили, что банник может показаться в облике кошки (чёрной или - реже - белой), лохматой собаки, лягушки, белого зайца, веника, угля и т.п.

Наиболее же часто облик банника в быличках подобен облику хозяина дома или кого-либо из его родных, знакомых и т.д.; в связи с этим во многих местах был очень распространён сюжет о баннике, который, обернувшись знакомым или родственником, заманивает людей в баню и там сильно и зло парит, а иногда и запаривает до смерти. Так, например, в одной из быличек банник явился мужику в облике его кума и позвал с собой париться в баню, но едва не запарил его насмерть («насилу тот жив остался»); в другой былинке банник, прикинувшись проезжим барином, попросил крестьянина истопить баню и «запарил» в ней его жену. В рассказе из Новгородской губернии мужик, пришедший в баню в неурочное время, услышавший шум и спрятавшийся на полке, увидел двух банников в обличье двух дюжих парней, которые притащили в баню солдата, содрали с него кожу и бросили её прямо на мужика; мужик в страхе стал читать молитву: «Да воскреснет Бог», а банники, услышав это, вторили ему: «Да растреснет лоб»; мужик говорил: «Да расточатся враги Его», а они в ответ: «Да раскачается осина»; когда же мужик прочитал всю молитву, банники исчезли, а вместо кожи солдата на перепуганном мужике оказалась рогожа.

Обиталищем банника традиционно считалось место за каменкой или под полком, на котором парятся; может он, по народному убеждению, обитать и в куче неошпаренных банных веников, или вообще просто в бане (он как бы находится во всех её углах одновременно). При этом, по некоторым поверьям, в бане может быть сразу несколько банников, среди которых может быть главный банник и его подчинённые (хотя такие поверья встречались довольно редко, возможно, потому, что во многих местах верили, что банники любят драться и нередко дерутся не только с лешими, чертями и т.п., но и с другими домашними духами, например, с овинниками, и даже между собой, не уживаясь вместе с другими банниками).

В некоторых местах считалось также, что вместе с банником в бане могут обитать его жена и дети. Жена - банниха или обдериха - в былинках и поверьях обычно весьма напоминает самого банника по своему облику и занятиям: она, как и банник, является людям в бане в облике родственницы или знакомой и парит, обдирает человека, иногда запаривает его до смерти. Дети банника обычно представлялись уродливыми и крикливыми существами, которых банник иногда оставляет людям вместо похищенных человеческих детей. По этой причине опытные повитухи и родные старались ни на минуту не оставлять роженицу с ребёнком в бане одних: считалось, что если только ребёнок останется один без присмотра, банник может украсть его, оставив на его месте свое собственное дитя - уродливого подменыша, сильно отстающего в развитии, который потом умрёт или превратится в банный веник или в головешку; при этом банник может не только похитить ребёнка, но и погубить мать. Однако, хотя во многих местах считалось, что банник может по злобе навредить роженице и новорождённому, в некоторых местах верили, что банник очень любит, когда родильницы приходят жить к нему в баню до третьего дня после родов или далее на неделю (как это было заведено в хороших семьях); существовало даже поверье, что первый раз банник появляется в бане как раз после того, как там побывает роженица, а «если в какой байне не бывало рожениц, то нет в ней и байного» (возможно, это поверье было связано с представлениями о том, что домашние духи по своему происхождению являются душами умерших предков).

Впрочем, подобные поверья о милостивых и благосклонных к человеку банниках (олицетворяющих, очевидно, «благостную» сторону бани) были достаточно редки. Как правило, банник (наряду с овинником) воспринимался как один из самых вредоносных и недобрых домашних духов, хотя, являясь всё-таки «своим», имеющим прямое отношение к человеческому жилищу и сфере обычной человеческой жизни существом, считался несколько менее опасным, чем «чужие» духи, обитающие за пределами освоенного и обжитого человеком пространства (т.е. лешие, водяные, упыри и пр.). Как домашний дух, банник мог даже защищать людей от этой враждебной нечисти: так, например, в быличке из Владимирской губернии банник укрывает в бане мужика, попросившего защиты от гнавшегося за ним упыря, и сам дерётся с упырем, не подпуская его к человеку; в новгородской быличке мужик просит банника пустить его переночевать и видит, как в полночь в баню приходит овинник, который хочет задушить мужика и которого прогоняет «банный хозяин» («Лёг это я на полок и заснул. Вдруг входит такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин, на беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я его задушу!» Вдруг поднимается половица, выходит хозяин и говорит: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться... Хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Я начал хлестать, и вдруг оба пропали»). Но, тем не менее, в быличках тех же мест банник нередко сам является причиной гибели человека: он душит заночевавших в бане, запаривает до смерти и т.д. Он недоброжелателен даже к хозяевам бани и, будучи рассержен на что-то, не даст мыться никому: «всех из бани-то повыгонит». Особенно же часто его гнев в быличках и рассказах обращается на выпивох и пьяных, а также на «ночлежников»: по народному убеждению, людей, ночующих в бане, банник непременно задавит, особенно если они пришли, не испросив его разрешения (по этой причине ночевать в банях обычно решались только самые «лихие» люди, чаще всего - бродяги и беглые, «которым, как известно, всё на свете нипочём», а обычные люди, например, идущие на заработки, часто предпочитали ночевать в стогах или под кустами, чем в банях). Считалось также, что банник не любит тех людей, которые хвастаются посещением его жилища в неурочное время, и, дождавшись, когда они придут мыться, непременно душит их угаром.

Для того, чтобы банник не причинял вреда приходящим в баню, его всячески задабривали. Так, например, для того, чтобы не сердить «банного хозяина», в бане обычно старались не шуметь и не ругаться (хотя иногда и считалось, что именно бранной и матерной руганью можно отогнать банника). Саму баню хозяева старались содержать в чистоте, чтобы банник не сердился, и при этом иногда верили, что если «банный хозяин» доволен хозяевами, то помогает убирать в бане, подметая пол веником и т.д.

Жертвы баннику приносили обычно при постройке новой бани, а также в некоторые большие праздники и в тех случаях, когда банник начинал пугать и беспокоить моющихся. Так, во многих местах, желая расположить к себе банника, хозяева, идя в первый раз в новую баню, брали с собой ржаной хлеб, круто посыпанный крупной солью, и оставляли его в бане в дар баннику; иногда также сыпали соль сверху на каменку. Для того, чтобы банник «не стращал моющихся и удалял из бани угар», под порогом бани хоронили задушенную (а не зарезанную) и неощипанную чёрную курицу (реже петуха), причём, закопав курицу, уходили, пятясь задом и кланяясь. Обычно такую жертву также приносили новой бане, и особенно бане, отстроенной после пожара, стараясь подгадать время под Чистый четверг на Страстной неделе. Вероятно, это время выбирали потому, что некогда, во времена язычества, именно в Чистый четверг и именно в бане славяне задабривали враждебные души умерших: «И мылница топят, и на печь льют, и попел посреде сыплют следа ради. И глаголють: “Мыйтеся!” И чехли встають и у бруси, и велят ся терти. Беси же смиются злоумию их (хозяев дома). И вълезаше мыются, и порплются в попели том, яко и кури след свой показают на попеле ...и трутся чехлы и убрусы теми. И приходят топившей мовници и глядают на попеле следа и егда видять на попели след и глаголють: “Приходили к нам навья мытся!”» Банник, несомненно, воспринимался крестьянами как недобрый дух; в то же время, он, как и другие домашние духи, соотносился с душами умерших, с заложными покойниками. Поэтому и обряд задабривания его мог происходить примерно таким же образом и в то же время, что и обряд задабривания навий в дохристианскую старину.

Почести баннику во многих местах обязательно оказывали и при каждом посещении бани. Так, например, практически повсеместно крестьяне, идя в баню мыться, всегда сперва просились у «хозяина», и лишь потом шли париться (причём в некоторых местах, забираясь на полок, ещё приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка»). Вымывшись и выходя из бани, на полке обычно оставляли, не благословив и не перекрестив, ведро воды, кусочек мыла и веник для банника, а затем благодарили «баенушку» как радушного хозяина; или даже, перекрестившись, обращались к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье».

Как правило, вступать в прямой контакт с банником, существом опасным и, в общем, весьма недобрым, крестьяне избегали. Но в некоторых случаях люди намеренно старались встретиться с «банным хозяином», надеясь получить от него какую-либо вещь или услугу, узнать будущее и т.д.

Так, например, баня в народном быту была обычным местом для гаданий, а её таинственный обитатель - банник - часто принимал непосредственное участие в девичьих гаданиях. Гадания эти могли проходить по-разному, но, в общем, все они сводились к тому, что гадающие приходили к бане и спрашивали банника о будущем. Так, северорусские девушки, гадая о замужестве на Святках, брали землю из-под девяти столбов забора и затем бросали её на каменку с приговором: «Байничек, девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем?» В полночь девушки шли к бане, завернув подол на голову, обнажали ягодицы и пятясь входили в баню, приговаривая: «Мужик богатый, ударь меня рукой мохнатой!»; считалось, что если к голому телу прикоснется волосатая рука, то жених будет богатый, если безволосая и жесткая - то бедный и лютый, а если мягкая - у жениха будет мягкий характер. Схожие гадания известны во многих местах: девушки, гадая о замужестве, на святки в полночь подходили к челу каменки или снаружи к окну или двери бани, просовывали в двери голую спину или совали руку в дымник, ожидая прикосновения банника; считалось, что если банник прикоснётся мохнатой рукой - жених будет богатый, если голой рукой - бедный, если ударит когтистой лапой - к беде, если нежно погладит мохнатой и мягкой, шелковистой и большой ладонью - к счастью. При этом, по народному убеждению, такие способы гадания были сопряжены с некоторой опасностью, так как банник мог навредить гадающим: например, в одной быличке банник задавил пришедшую в баню гадать девушку; в другой быличке девушке, сунувшей руку в банное окошко, он сковал пальцы железными кольцами («все пальцы сковал в одно место, так что и разжать их нельзя было»), и т.д.

Ещё одной причиной для небезопасных контактов с «банным хозяином» было нахождение у банника неких таинственных волшебных предметов: шапки-невидимки, «беспереводного целкового» и т.п. Так, например, во многих местах было известно поверье о том, что раз в год, на Пасху, ловкий человек может добыть у банника шапку-невидимку. Для этого необходимо в Пасхальную полночь пойти в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и всё проклясть; тогда, по народному убеждению, из-под полка появится старик и даст шапку-невидимку (при этом иногда считалось, что человек, получивший такую шапку, может стать колдуном после Вознесения). В других местах полагали, что шапку-невидимку можно отобрать у банника во время «христовской заутрени», для чего нужно пойти в баню и найти там банника, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и с нею как можно скорее бежать в церковь, чтобы добежать до неё прежде, чем банник проснётся (считалось, что если человек не успеет добежать до церкви, то проснувшийся и рассерженный банник непременно догонит и убьёт его). Для получения же у банника «беспереводного целкового» (т.е. монеты, которая всегда возвращается к хозяину), по народному убеждению, нужно спеленать чёрную кошку и в полночь бросить её в баню со следующим приговором: «На тебе ребёнка, дай мне беспереводный целковый!»; затем следует быстро выбежать из бани и крестом очертить себя три раза, тогда банник (или, по другому варианту, чёрт) не сможет навредить и даст желанную монету.

[] Банник в славянской и русской мифологии

Какой самый злой домашний дух у славян: домовой, банник, гуменник или кикимора?

Кто такой банник, где он живёт и как выглядит в реальной жизни? Фото банника.

Чего бояться, если увидишь банника в бане или душе? Как наказывает живущий в бане дух банник?

Как вызвать и задобрить банника? Как с ним общаться в бане?

Как рисовать карандашом банника (пошагово)?


Читайте также:
    - другие персонажи русского язычества

банник

Previous post Next post
Up