Сложно мне даются мысли в сторону православия, часто просто волосы на голове шевелятся от слов некоторых верующих и священников. Но вот Александра Борисова нельзя не уважать, хотя бы за здравомыслие.
Вот текст с сайта храма "Косьмы и Дамиана" в Шубине.
Дорогие друзья!
Вот закончилось наше короткое лето, «карикатура южных зим». В общем-то, погода была неплохая: было и жарко и дожди, сейчас вот - похолодало. Впереди - трудовые осень и зима. Начало Церковного года логично совпадает с началом учебного года и вообще трудовых будней. Летом мы, естественно, расслабляемся не только по отношению к основным видам своей трудовой деятельности, но и к трудам церковным, так что нам предстоит наверстать упущенное и войти в ритм церковной и духовной жизни тоже.
Тем более, что текущий, как говорится, момент нам в изобилии предлагает новые «вызовы», являющиеся не затухающим продолжением старых. Вся ситуация вокруг «Pussy Riot» при всей ее нелепости и скандальности полезна тем, что в ней, как в зеркале, отразилось нравственное состояние всего нашего общества - не только церковного, но и светского. Прежде всего - ужасающая полярность взглядов: от советско-сталинской мифологии до крайней вседозволенности. Мы отчетливо увидели, какие мы, как в нашем верующем народе вполне сочетается благоговение перед церковными святынями с крайней агрессивностью и жестокостью по отношению к тем, чьи взгляды и действия выходят за рамки привычных представлений.
Между тем, в Евангелии мы можем прочесть самые необходимые для каждого человека слова нашего Господа Иисуса Христа о Себе: «Я ЕСТЬ ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ» (Ин.14,6). Так что, если мы хотим поступать как христиане, то нам следует подумать, какое из евангельских наставлений нашего Господа соответствует данному искушению.
А таких мест в Евангелии немало. Самое близкое - эпизод непринятия Иисуса с учениками, шедших в Иерусалим, в самарянском селении. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк.9,51-56).
Увы, даже ближайшие ученики Христа были готовы дать волю своему «праведному» гневу. И пример, достойный подражания: «как и Илия сделал»! Но Иисус «запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа»!
Ведь мы, христиане, имеем замечательный источник мудрости, и нам не надо ломать голову, как поступить в том, или ином случае, если у нас есть ясное евангельское слово. Поступи по нему, и это будет и правильно и мудро. Конечно, не на все возникающие вопросы мы сможем всегда найти прямой ответ в Евангелии, но по отношению к данному случаю евангельских ответов более, чем достаточно.
А вот, когда мы поступаем по нашим человеческим греховным страстям, да еще когда к этому примешиваются политическая конъюнктура, то неадекватная реакция приводит к нелепым и запутанным последствиям. Там, где было бы достаточно пристыдить и отпустить, как и предлагал протодиакон Андрей Кураев, ну, в крайнем случае, дать 15 суток, затевается грандиозный процесс. А неадекватный приговор, когда масштабы обвиняющих сторон и приговор несоизмеримы с обвиняемыми и их проступком, и вовсе превращает неразумных молодых женщин, совершивших мелкое хулиганство, в «героинь нашего времени».
Вспоминается эпизод из жизни Ивана Алексеевича Бунина. Однажды И.А. сидел с другом в ресторане. К ним неожиданно подсел молодой Маяковский и стал пить из бокала И.А. и есть с его тарелки. И.А. молча наблюдал за этим. Маяковский спросил И.А.: «Что же Вы никак не реагируете?». И.А. тихо ответил: «Велика честь».
Все это хорошо бы иметь в виду и по отношению к различным последствиям этого «панк-молебна», ставшего мировым скандалом.
Конечно, моральная оценка событий и личная нравственная позиция необходимы со стороны каждого христианина, но по-видимому не следует уходить с головой в эти бесконечные споры и обсуждения в интернете и радиоопросах.
Недавно стало известно о скандале в московском кафе "Му-Му", сразу после приговора "Pussy riot". Группа "православных миссионеров" заставляла некую девушку в кафе снять футболку, на которой были слова из "панк-молебна". Понятно, что, коль скоро его участницы сурово осуждены государственным судом, то это как бы сигнал к тому, чтобы теперь все желающие могут столь же сурово расправляться с теми, кто считает решение суда несправедливым или просто думают иначе.
Не заставили себя ждать заявления (к счастью единичные) некоторых православных об их выходе из Русской Православной Церкви в связи с суровым приговором участницам этого «панк-молебна».
Конечно, бывает так, что в каких-то трудных ситуациях подступает искушение «хлопнуть дверью». Я думаю, что радикальные решения, вроде: «уйду из Церкви» - результат духовной незрелости. Нашим прихожанам я в связи с этим очень советую прочитать книгу Сергея Иосифовича Фуделя: «Церковь верных». Она была недавно издана с замечательным предисловием прот. Николая Балашова. Эта книга касается тех же вопросов, что и сегодня встают перед многими из нас, но ответы она дает исходя из опыта русской церковной истории первой половины XX века, а именно обновленческого раскола. С. И. Фудель был сыном известного московского священника, настоятеля храма в Бутырской тюрьме, прот. Иосифа Фуделя. Мнение С.И. Фуделя было выстрадано в условиях куда более серьезных, чем нынешние. С. И. Фудель неоднократно подвергался арестам, ссылкам и т.д. Он аргументировано пишет, что даже ошибки иерархии не могут быть поводом для раскола Церкви.
Все вы, вероятно, слышали, что одна дама, отрекомендовавшаяся прихожанкой нашего храма, тоже заявила о своем выходе из РПЦ. При нашей встрече выяснилось, что она уже 5 лет, как не исповедовалась и не причащалась, так что ее принадлежность к РПЦ и к нашему приходу под большим вопросом.
Совсем недавно появились сообщения еще об одной реакции на процесс над "Pussy riot": в некоторых областях РФ злоумышленники спилили православные кресты, установленные в общественных местах. Надо сказать, что сами осужденные девушки обратились с призывом ни в коем случае этого не делать. Некоторые депутаты Госдумы немедленно выступили с предложениями ввести в Уголовный Кодекс статьи с суровыми наказаниями за подобные действия. Сомнительно, чтобы такие законодательные инициативы в случае их реализации будут способствовать росту симпатий к Церкви и к верующим.
Подобные эпизоды уже были в Крыму в начале 90-х. Государственная власть в Крыму практически никак на это не реагировала, а верующие ставили новые кресты. Со временем их перестали спиливать, а православие в Крыму только окрепло. Стремление сурово наказать оскорбителей совершенно противоположно тем наставлениям, которые дает христианам в своих Посланиях св. Апостол Павел.
«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1 Фес.5,15).
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12,19-21).
Хочу закончить затянувшееся письмо лирическим отступлением.
Булат Шалвович Окуджава в стихах, посвященных Белле Ахмадулиной,
замечательно говорил об одном важном параметре человеческого духа, - чувстве собственного достоинства.
Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент:
Созидается он столетьями, а утрачивается в момент
Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства - вот загадочная стезя,
На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,
Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства - это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи - боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
Не придумало человечество для спасения своего.
Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету -
Потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.
Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?
Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.
1989 г.
Всем нам желаю помощи Божией.
Храни Вас Бог! Всегда Ваш, прот. Александр Борисов.
Август, 2012 г.