Хуже всего обстояло с глазами. Они заплыли и сузились - и еще сделались такими, словно Жанна-Сафо две тысячи лет писала на своих табличках доносы прокураторам Тиберия и Калигулы, а потом лично наблюдала казнь оговоренных. Это было усталое и страшное лицо - без надежды, без любви, без тепла и света. В. Пелевин, "iphuck 10".
Я
обещался написать про свою оценку последней книги Пелевина поподробнее. Это эссе будет про то, что в Трансгуманизме на поверхности или близко к оной. Про то, что прикопано, как-нибудь в другой раз.
Очевидно, что если писать много (необязательно по книге в год), то что-то будет сильнее, что-то слабее. И на солнце бывают пятна, и у Пушкина были проходные стихи, но дай бог Кукушкину хоть одно такое. Из последних книг Пелевина, на мой взгляд, на пиках написаны SNUFF, iphuck10 и последняя книга - Transhumanism. Мое мнение никак не коррелирует с тем, что пишут критики (реально меня удивил Быков, похваливший что-то одно и совсем не лучшее... возможно дело в том, что сам Быков очень много говорит о литературе, и, как написано выше, сложно все время быть на уровне...). Про остальных критиков и говорить нечего, такое впечатления, что многие просто стараются соответствовать тому, что про них Пелевин пишет.
Ранний Пелевин писал оптимистично, хорошо относился к своим героям и стремился их всех спасать что генерал Шкуро министр МЧС Шойгу. В дальнейшем изрядно добавилось пессимизма, и на солнце западе обнаружились не пятна, а целые черные дыры, появились главные герои, которых автор радостно топит, иногда других и нет, как в iphuck... Я подозреваю, что метаморфоза из эпиграфа с постаревшей Жанной - это нечто глубоко личное, пусть и гиперболизованное... Пелевин пишет книги и на мажорной ноте (как про
Сашу Орлову), они лучше встречаются глупыми критиками, но теперь ему сильнее задаются книги в миноре. Иногда оттуда можно улететь на ероплане (как в SNUFF), но чаще - нет. Трансгуманизм, на мой взгляд, - самая чернуха, хоть небольшой вставкой и написано про Митино спасение. А так рассказ про ад, хоть по непонятной мне причине в баночной иерархии десять кругов, а не девять.
Нулевой таер - мир людей, правда, уже чипированных. В мозгу имплант-антенна, на шее кукуха, считывающая QQ-код вещей вокруг, в комбинации имеем социальный рейтинг и эмоциональную рекламу прямо в мозг всего, что проплачено хозяевами мира - баночниками, ради которых нулевой таер и нужен вообще. Баночные таеры сужаются по мере роста порядкового номера и, хоть они находятся в разных мозгохранилищах, метафизически уходят вниз ("вопрос не касается никого, кроме тех, кто в самом низу", и т.д.) Конечно, напоминает Данте, но поначалу есть сомнения в аналогии. Пелевин любит инверсии, в отличие от Дантова ада, из нижних кругов падают в предыдущие просто под действием силы тяжести - когда деньги кончаются. А вылет из первого таера происходит не в нулевой - тела-то уже нет, а в крематорий под Бетховена. Как там говорят "сливаются с вечным". Кроме того, есть перекличка с индийской мифологией небес - старшие баночники получают возможности симуляций в чем-то аналогичные богам разных уровней, живущие на восьмом таере правители стран имеют симуляции рая своих религий, а нижайший Атон Гольденштерн имеет личную симуляцию практически неограниченных возможностей и является солнцем для всех таеров.
Впрочем, по мере ознакомления с поведением в нулевом таере Атона или якудз (которые в своем третьем таере резвятся в виде девочек-аниме) сомнения ослабевают. А в конце просто развеиваются. Пелевин в кои-то веке пишет прямым текстом, что основные бенефициары - вампиры, а точнее черти, остальное - прикрытие. Деньги кончатся у всех, и они сольются с Гольденштерном - будут не отключены, а разогнаны на максимальной скорости (для производства вампирского баблоса), чтобы иметь как можно больше каких-то ощущений (обычно не особо интересных по меркам баночников) - переживать мистерию Гольденштерна в унисон, потом форматировать мозги, и по новой. И вообще, вампирам бы уже хватило запаса, но любители вечности все ломятся из нулевого таера - банкиры, шахидки, и так далее.
Короче, что это за вселенная, вопросов нет. А кто там сидит и за что? Автор чувствителен к таким вещам и, если сейчас и готов кого-то туда сажать, то все ж не за так. Ответ, по-моему, прост. Таерная пирамида символизирует власть и тех, кто ее обслуживает. На таерах 1-2 - банкиры, обслуга, полуслучайные граждане, в таер 3 попали крупные бандюки якудзы, в таере 4 банкиры посерьезнее - они не играют, а консультируют других - из низших таеров. С предсказуемым результатом. Про это отличный рассказ "кошечка", еще раз пересказывающий обычную пелевинскую басню про место привластного интеллигента/интеллектуала (философ сердобол большевизма, борющийся за выживание в первом таере). Еще выше генералы, в восьмом таере правители незападных стран, которых иногда приходится менять/предупреждать, про два последних таера остается гадать. На самом верху Гольденштерн-все Прекрасный, солнце баночной вселенной... ну, конечно, же - король-солнце, государство - это я, символ абсолютной власти, Людовик четырнадцатый на новый лад... Вот только партнеры вампиры "подвесили его как лампочку" и заперли в тюрьму в симуляции, где он пашет на полную катушку, проживает жизнь за ночь, и теряет память с форматированием мозгов в полдень. С ним сольются все рано или поздно, но особенно ретивые могут слиться немедленно. Любой, кто хочет слишком большой власти, как бро кукуратор, получает такую возможность. Повернуть можно до входа во дворец Elsinore, а дальше каждый, кто дошел, уже Гольденштерн. Дворец - символ абсолютной власти. Легко войти, нельзя выйти. Кстати, приглашение туда пришло слишком домогавшемуся бро кукуратору в виде розы в руке у каменной статуи, отсылка, тоже, довольно однозначная, куда зовут каменные статуи, хорошо известно....
Как ни смешно, критики (а я читал мнения три) не увидели даже вот это все. Только про нейрострапоны и критическую гендерную теорию.