Чем сложнее становится техника, тем примитивней становится человек

Dec 10, 2020 01:19

Очень интересное обсуждение вопроса, с чем связан резкий рост страдающих аутизмом и подверженных паническим атакам.
На мой взгляд, между людьми растёт недоверие. Конкуренция из явной стала скрытой и намного более опасной. Я вижу огромное число людей, которые вытесняются из человеческой среды. Да, их не убивают, их просто делают тихими шизофрениками, которые никому не нужны. Обычно они могут выполнять стандартную работу, не предполагающую хоть сколько-то сложного взаимодействия. А немало и таких вариантов, что человек живёт всю жизнь в комнате, пока есть родители и оставляют на пороге еду.

az118: Трофим Лысенко во многом был прав только как собака правильно сказать не мог.

ибо кроме генома есть эпигеном, дающий синергийный эффект индивидуального и надиндивидуального - родового и среды с импульсами-градиентами ее изменения

иначе говоря, результат развития индивида зависит и от материала (генома), и от условий его оформления, начиная со внутриутробной стадии - импринтинг - (эпигенома), важнейшей частью каковых является ближайшее как биохимическое, так и психо-эмоциональное окружение, куда в наше время все больше входит глобальная инфо-среда.

и кто контролирует инфо-среду, тот контролирует вектор индивидуального развития в планетарном масштабе

Насимьян Валинуров. Генетика ложится под марксизм, а Лысенко то как? У него же полный идеализм, ничего от материализма. Может быть именно это лежит в основе краха коммунистической идеи в России? Причем с первых дней Октября, слишком много в этом идеалистического, воспитаем нового человека и т.д.

anairos: Разный образ жизни - разные психические расстройства. Сознание определяется не только и не столько телом, сколько окружением. Это психиатрам давно известно. По диагнозу сразу можно сказать, откуда человек родом. В деревне с ума сходят не так, как в большом городе.

smertnyy: Еще б про кризис среднего возраста написали, который, отнюдь, не возраста. Некомфортно в этом обществе жить, вот и сходит с ума, кто как может.

napoli: Как имеющая некоторое отношение к медицине, могу сказать, что панические атаки - плод накопленного стресса. Сейчас люди по-другому реагируют на мир, спектр эмоций сместился. Интернализируются и соматизируются те эмоции, которые раньше проходили как-то по-другому - возможно, тоже соматизировались, но сразу в болезнь второй половины жизни.
Аутисты меня тоже очень занимают, до сих пор думаю над этим феноменом. Есть понимание (внутри моей парадигмы), что у них не так, но нет понимания того, почему так получилось. Хотя есть одна непроверяемая гипотеза, указывающая опять же на накопленный стресс у матери к моменту зачатия.

Стресс - это не когда вашей жизни угрожает опасность. Это когда вы живёте, но постоянно паритесь, постоянно бьётесь о стены. Когда в поле возможностей есть нечто доступное, но вы до него не дотягиваетесь.
Например, вроде бы уже можно разводиться без осуждения, а вы не можете по разным причинам.
Ваши соседи живут лучше вас и покупают красивые модные вещи - а у вас не хватает денег.
В гараже на техосмотре вам накрутили ненужных ремонтов, а вы сами не разбираетесь, и теперь только и можете что злиться, что вас обманули.
Ваш коллега получил повышение, которое хотели вы - и опять фрустрация.

Вот примерно такого не опасного для жизни плана стрессы, которыми мы заполняем всё наше время, накапливаются и соматизируются в теле. Соматические зажимы мешают току лимфы и крови, препятствуют нормальным гормональным процессам саморегуляции. В какой-то момент, обычно это случается на фоне ещё более сильного стресса, соматический паттерн вызывает такую реакцию, которая известна как паническая атака.

Такие ситуации, когда зависишь от обстоятельств и по разным причинам не в состоянии на них повлиять, и в том числе когда сам теоретически в состоянии что-то сделать, но не делаешь, - вот такое очень активно зажимает в разных местах в теле. Когда активно ситуация не нравится, но ты себя втискиваешь в неё. Каким-то магическим способом это втискивание отражается на тканях. И пока не поменяешь своё отношение к ситуации (что в большинстве случаев требует невероятных внутренних усилий, доступных не каждому), так и продолжаешь зажимать разное.

silberwe: Про аутистов не скажу, а панические атаки меня ничуть не удивляют. Психика человека все хуже справляется с созданной самим же человеком неестественной средой - гаджеты, виртуальщина и вот это все. Нет нормального ответа на стресс. Взять любую женщину с улицы - у нее психосоматические проблемы, она не может вдохнуть полной грудью.
А еще, например, у всех вокруг шея искривлена вперед благодаря позиции "я в смартфоне", не обращали внимания? Что ухудшает кровоснабжение головного мозга и вообще приближает смерть семимильными шагами. Человечество не то чтобы вымрет благодаря дешевому потребительскому НТР, но как-то проредится и изменится. Элита будет сидеть в эдемском саду и наслаждаться жизнью без технологий. А морлоки будут тыкать под землей в смартфоны, создавая материальные блага.

smertnyy: Если люди выбирают "электронную" среду вместо человеческой, может дело не в "электронной" среде, а в человеческой? Может нынешняя человеческая среда неестественная?)

redstarcreative: В комментариях много потенциальных причин, от стресса/информационной перегрузки до злоупотребления назначением и приемом медикаментов (массовое диагностирование ADHD у мальчиков и посадка оных на таблетки).

snk1965: Гм... Превращаемся в хладнокровных земных гадов-невротиков со взглядом налогового инспектора? Что ж, экономно. Ресурсосберегательно.

grisabella: Раньше, чтобы выжить и размножиться, надо было быть сильным, умным и психически устойчивым. Сейчас скорее наоборот. Ну уменьшается мозг, но ведь и такого хватает для жизни, ничего страшного.

Андрей Парибок. Сергей Переслегин в одном из последних роликов говорит, что складывается общество, в котором впервые за известную нам историю быть бессовестным станет преимуществом. И похоже, что он прав.
У меня давно ужасное чувство, что я живу в обществе бессовестности, и я всегда приятно удивляюсь, обнаружив человека с совестью.
Общество привыкает к бессовестности и считает ее нормой: иначе не объяснить повсеместное распространение электронного подглядывания (видеокамер) и оповещение об этом. Видеокамеры - жалкий технический протез : в религии - совести, как голоса Бога в душе; или, в дхарме, живого понимания, что действительность устроена согласно карме. И монотеизм, и кармическое мировоззрение дают онтологическое обоснование совести ( в учении Будды "ХРИ", совесть - это "воздержание от дурных поступков из уважения в себе и(ли) к строю мира. И это один их двух "хранителей общежития") . А возобладавший натурализм по сути совершенно бессовестен.
-____
PS. О последних временах из палийской сутры:
Десять благих путей деяния (один из этих путей - убеждение, что есть карма) исчезнут у них совершенно, а десять неблагих путей деяния пышно разовьются. И слова-то "благо" не будет. Кому же тогда благо совершать? - У живущих по десять лет людей, тех, кто ни мать не уважает, ни отца, ни шраманов, ни брахманов, кто к старшим в роду непочтителен, тех и будут одобрять и хвалить.

Достоверно, что большинство бессовестных плохо кончали. В тюрьме, или их изгоняют из общества, или убивают. Бессовестность - выигрышная тактика , но провальная жизненная стратегия.
Убеждение "не пойман - не вор" , как и требование считать кого-то преступником только по решению суда, уже совершенно бессовестны.

Миша Химич. Такая "игра на понижение": ради выгоды сиюминутной и материальной - вынести за личные пределы : дружественность, привязанность, единоверие, преданность, единомыслие, и все, что с этими связано - как элементы лишние и неудобные и легче остаться без них!
Как в анекдоте, где продающий душу известному персонажу, бормочет, подписывая каплей крови контракт : "никак не пойму - в чем здесь подвох....?"
Скажу честно - не страшное, а весьма жалкое зрелище.

krazzzer: Письменность - это вынесенная за пределы мозга память.
Смартфоны - вынесенные за пределы мозга записные книжки.
Следящие устройства - вынесенная за пределы тела совесть.

yuritikhonravov: Общее определение: отсутствие общих побуждений к жизни и деятельности.
Семантическое поле: маета, тоска, прозябание, томление, уныние, бессилие, разочарование, опустошённость, отчаяние.
Противоположность: осмысленность бытия.
Крайние точки шкалы: самоубийство - жизнь за идеал.
Психологическое соответствие: депрессия.
Соответствие в индийской культуре: паримандата (усталость, परिमन्दता).
Соответствие в китайской культуре: ленгмо (безразличие, 冷漠).
Историко-мировоззренческое соответствие: нет.

Это не активное разрушение, а разложение и распад, "гниение". Поэтому в нём отрицается всякая цель и ценность, всякий идеал, хотя бы тотально отрицательный и разрушительный. Уберите какой бы то ни было предмет устремлений - и всё рухнет само собой. Не с выбросом энергии, как на уме у нигилистов, не путём войны, революции или взрыва, а путём почти незаметного осыпания.

nezrim: Марс и Сатурн. Первый - это разрушительная ярость, агрессия, взрыв, безумие берсерков и жестокая злоба ненасытных хищников. Второй - угасание, гниение, тление, распад. Как правило, медленные. Это изнашивание и деградация. Так чахнут те, кого исподволь, но неуклонно подтачивают паразиты.

az118 Для познания природы Хаоса как первобытной изначальной потенции, кроме "Теогонии" Гесиода, необходимо знать мудрость древних даосов "Дао дэ цин", ибо первая есть западная, а второе -- восточная проекции единой истины бытия, путей сущего и мировой политики как искусства правления этими путями Логосом в поэтике Гераклита.

Хаос - несущая Она - Вода, Земля и Тьма, без Логоса пожирающая своих детей от Него.
Логос - сущий Он - Огонь, Небо и Свет, без Хаоса неосуществимый и сжигающий в войне своих детей от Нее

Хаос с браке с Логосом есть Природа и Мать Логоса.
Логос в браке с Хаосом есть Дух и Отец Хаоса.

по отдельности Они два разделенных Ничто

а в браке Они есть Русь - Любовь

Протестантизм как истоки капитализма и постмодерна

"Перескок происходил постепенно в 16-18 вв. Сам протестантизм возник в русле северного Возрождения как реакция на Итальянское Возрождение 15 века, поднявшее античные, достигшие высшего расцвета в римский период, ценности, якобы попранные и втоптанные в землю германскими варварами - готами, - давшие новые искусства и науки и новый тип человека, но от которых Италия и папский престол погрузились в пучину насилия и разврата.
Ситуация в начале 16 века в Европе напоминала позднюю античность 3-4 вв, и протестантизм был контр-возрождением псевдоязычеству Италии - возрождением как бы первохристианства, но последнее зародилось в иудейской среде. Протестантам нужен был ясный земной критерий богоизбраннности к спасению, но психологически такой критерий - успех в земных делах - еще больше сближает их с иудеями помимо сильного пересечения сфер деятельности - бизнеса. Кстати, европейское возрождение 15 века сопровождалось вырождением рыцарства, его обюргированием - рыцари Германии и Италии превращались в управляющих делами имений, - и распада военно-духовных орденов.

Протестанты, противопоставляя южной чувственности холодную рациональную рассудочность, запустили вполне земной процесс рационализации земной жизни, на верху которой должны стоять предизбранные к спасению, отмеченные знаками земного успеха. Они верят в бога Авраама, от которого получают подтверждения избранности как и иудеи. у протестантов Св.Писание - т.е. текст (и его формальная структура) - выше Св.Предания, в котором главное чувство, а не рассудок. В обеих версиях западного христианства налицо распад единства чувства и мысли, их противопоставление и антагонизм с 14-15 вв, как раз вызвавшие Возрождение, а затем Реформацию."

sveshinieks: Что касается причин Реформации, то у меня и по этому поводу есть статья "История европейской метафизики", правда на латышском языке. Вот ее сокращенный перевод.
Нынче набирает силу мнение, что мир стал сложнее. Не то, чтобы раньше никто об этом не говорил, но теперь эта точка зрения нескольких человек превратилась в общепринятую. На самом ли деле сегодня все кругом сложнее, чем сто или пятьсот лет назад? Речь, конечно, не о компьютерах, ракетах и атомных бомбах, а о общественных отношениях и отношениях обществ. Странно, но со стороны выглядит совсем наоборот - чем сложнее становится техника, тем примитивней становится человек. Может быть не перрон уезжает, а мы от него удаляемся? Мощность компьютерного процессора не делает нас умнее.
Полгода назад мы с моим другом историком пришли к выводу, что мировые войны были апогеем позитивизма. Другими словами, это были последствия упрощения общественных отношений. Мой друг однажды сказал, что понять сущность войны можно не раньше, чем через 60 лет после окончания войны, когда ее участники уже умерли. Наверное, наши выводы - подтверждение этой точки зрения. Конец Второй мировой войны не привел к изменению мировоззрений. Западный мир продолжал двигаться дальше по старому пути. Эту метафизическую растерянность назвали постмодернизмом. Сегодня этот "сон разума" загоняет западную цивилизацию в один тупик за другим, хотя предупреждения об этом повороте истории появились сто лет назад. И здесь мы подходим к предмету этой статьи - взаимоотношения между метафизикой и историей.
Основатель европейской метафизики несомненно Аристотель. Современный человек даже не догадывается, в какой мере его мысли и рассуждения опираются на работы древнегреческого философа. Есть еще один нюанс, которому философы и историки не уделяют большого внимания - Аристотель учил выдающегося полководца Александра Македонского. Общепринятым является взгляд, что это совпадение. Аристотель ведь не преподавал Александру искусство войны, поэтому здесь нет никакой связи. К тому же провал попытки Платона заниматься политикой сделал почти аксиомой точку зрения, что философ не может напрямую влиять на политические события. Но здесь упущен важнейший элемент - Александр был первый политик, который усвоил абсолютно новый вид мышления и способность видеть сущность вещей. Поэтому империю Александра можно считать триумфом метафизики Аристотеля. Развал империи после смерти Александра является еще одним доказательством вышесказанного, так как в то время никто другой не мог думать в этом масштабе.
Со временем метафизика Аристотеля достигла уровня здравого смысла. И тогда преимуществом стала способность древних римлян не углубляться в философию. Они создали империю, которая просуществовала тысячу лет благодаря здравому смыслу на базе метафизики Аристотеля. Но со временем преимущество превратилось в причину крушения. Неспобность углубиться в сущность вещей привела к полной деградации империи. На развалинах Римской империи возникло новое образование с новым метафизическим основанием - христианством, которое включало также метафизику Аристотеля. И началась разработка и совершенствование нового метафизического основания. В 15-м веке христианство достигло уровня здравого смысла и европейцы начали чувствовать, что церковь уже не так необходима. Реформация сыграла роль древних римлян, освободила европейцев от метафизического аутизма. Религия дальше двигалась не вглубь, а вширь. Теперь любой мог трактовать Святое Писание, используя "здравый смысл". Атеизм в принципе, как я уже писал на русском языке, был субститутом протестантизма.
О том, насколько нестабилен этот "здравый смысл", еще писал Макс Вебер. Постепенно западное общество начало освобождаться от некоторых христианских ценностей, считая их устаревшими, хотя истинная причина скрывалась в неспособности углубиться и понять их ценность и важность. Новым богом стало материальное благополучие, которому жертвовали все больше. Сегодня ситуация дошла до полного абсурда - уровень благополучия в Европе самый высокий, но скоро исчезнут те, для кого это благополучие предназначалось. Еще осталось время, чтобы опомниться и вернуться к рассмотрению "банальных" вопросов.

az118: "Язычество" поздней античности - это псевдоязычество снкретическх культов после 300-500 лет умирания аутентичного архаичного язычества с 4 в до Р.Х, в результате тогдашнего просвещения, породившего глубокий скепсис ко всей традиции, и влияния учений востока и жажде новой религии, обещающей вечную жизнь в райском блаженстве взамен земной юдоли адских страданий.

Технократическая культура и цивилизация, сущность которых в прогрессе техники, - культура и цивилизация автокаталитического процесса становления искусственной телесности для ублажения души под страхом смерти - цивилизация самовоспроизводства уже не человека, служащего Богу, а техники (средств) через человека, цивилизация строительства дома без хозяина-духа.

Вообще, природы жизни, человека, культуры и цивилизации историчны и потому автокаталитичны, ибо их сущностные продукты необходимо являются катализаторами процессов, их же воспроизводящих. И только Гегепль, Маркс и Хайдеггер поняли это, хотя каждый по своему:

Гегель понял что саморазвертывание Абсолютного Духа происходит как автокаталитический процесс самоотчуждения и якобы возвращения с себе в высшем синтезе, чему Маркс придал форму диамата и истмата - история творит нового человека, творящего свою историю.

Хайдеггер распознал в этом процесс всемирного нигилизма

Теория шизофрении на основе 30-летней психиатрической практики.

"Шизофрения, обитая на границе человеческого и нечеловеческого, является проявлением трещины между человеком и мирозданием. Наша психика подобна пласту эволюционных отложений. наиболее древние слои самые быстрые, типа БИОСА, реализуют низкоуровневые функции жизнеобеспечения в простых непосредственных средах.

Новейшие, связанные с масштабными изменениями вообще всей среды, источник этих изменений, природный или антропогенный, тут неважен, выводят человека в Мир-не-среду и имеют знаково-символический характер, еще больше отделяя от Мира и вместе с тем компенсируя этот разрыв. Нечто вроде системы пакетов высокоуровневых приложений, СПП, работающей как метаинтерпретатор.

Между ними - средний уровень, своеобразная ОС, обеспечивающая интеграцию всех функций в одно целое. ОС помимо этого транслирует содержимое медленного СПП в быстрый "машинный код" БИОСа.

Если имеется органическое или функциональное расстройство ОС, СПП вынужден брать на себя несвойственную ему роль, которую он будет исполнять существенно медленнее. Вне социо-культурной среды больной обречен на гибель. Но в сообществе при купировании очага поражения больной вполне может быть жизнеспособным, хотя и очень странным. При этом стимулируется развитие самого СПП, делая "бедолагу" умным-не-от-мира-сего.

В силу максимальной культурной нагруженности СПП, симптоматика заболевания существенно зависит от культурной среды. примитивы чаще всего впадают в тупое оцепенее, представители востока внешне вообще почти не выражают болезнь, продолжая вежливо улыбаться. Максимально выраженные симптомы наблюдаются у больных иудео-христианского ареала в форме бреда вины и мании преследования."

Дмитрий Запольский об открытии Клауса Конрада

"Клаус Конрад изучал шизофрению. По призванию. Был он невротиком и любил экстремальный спорт. Скалолазание, одиночные восхождения в Альпах, прогулки по ледникам. Погиб в расцвете лет. Был гениален. Сделал величайшее открытие в глубинной психологии. Сам так и не узнал всю глубину прорыва. Потому что после Второй Мировой войны был проклят коллегами. Принадлежа к легендарной Венской школе, он вступил в 1940 году в нацистскую партию.
Еще раньше его исследование о наследственной эпилепсии стало обоснованием для обязательной стерилизации эпилептиков в нацисткой Германии. Короче, вляпался наш доктор: в США, куда, собственно эвакуировались апологеты глубинной психологии, превратив Америку в мировой психиатрический центр, не хотели даже слышать про нациста Конрада. А он развивал идеи гештальта, был экзистенциалистом-романтиком и вообще возвышенным человеком. Этаким «сторонником чистой науки». Но кто же простит!

В США психиатры-американцы учились говорить с «венским акцентом»: если доктор не еврей, то он вроде как и не настоящий. Говорят, в Нью-Йорке до самого конца 70-х психоаналитики меняли фамилии на соответствующие. В моде был Виктор Франкл, узник нацистских лагерей. Конрад доживал свой век в должности профессора, писал трактаты, преподавал в университетах и даже был назначен директором серьезного института в Мюнхене, но мировая психиатрия все-таки считала его «замазанным», членский билет Нацистской медицинской ассоциации выжег на Конраде клеймо до конца его дней.

Редакторы вычеркивали ссылки на его имя из справочников, студенты старались не упоминать его идеи, чтобы не вызвать гнев научных руководителей. Вот есть такая беда в нашем общем психологическом всемирном доме - любим мы «своих», а чужих - не очень. Фашист. Менгеле. Враг. Прокаженный. Трудно было Конраду жить и работать. Вот честно, - не позавидуешь. После Второй мировой психиатр с нацистским прошлым был априори изгоем. И смерть Конрада окружена тайной. Он вроде бы разбился во время экстремального восхождения на какой-то пик, но есть версия, что это был суицид. Вроде бы даже тело не нашли, точнее похоронили кого-то другого, неопознанного альпинста.

Прошло много лет и постепенно биография Конрада отошла на второй план. А вот открытие - стало важнейшей вехой на пути понимания глубин человеческой психики. Сегодня о самом Конраде можно найти скромную статью в немецкой википедии. А если вы наберете в поиске слова «трема-фаза», «апофения» или «трансгрессия», вы увидите тысячи ссылок. Именно Клаус Конрад, сам того не ведая, описал один из ключевых процессов бессознательного. Хотя исследовал он шизофрению и ее начало у больного человека.

В самых лучших традициях Венской Школы, давшей миру плеяду величайших ученых от Фройда до Франкла, от Юнга и Адлера до Райха (еще более драматичная фигура), Конрад пришел к выводу о том, что безумие - следствие «невроза». Он предположил, что шизофрения - это следствие внутреннего бессознательного конфликта, выдвинув идею «эндогенной невротизации». С позиции сегодняшней науки довольно идеалистичную. Но не лишенную смысла. Мы ведь совсем ничего не знаем о шизофрении, мы только щеки надуваем и делаем вид, что разбираемся. Шизофрения - черный ящик.

Ее лечат, как ОРЗ, снимая симптоматику и помогая реинтеграции пациентов в реальность. С разным успехом. А вот описать начало болезни и ее развитие получается лучше. И Конрад описывал. Как геологи, искавшие руду, находили окаменелые кости и отпечатки древних растений, так и шизофренологи описали механизмы «заброса» в реальность человека совершенно болезненных, невалидизируемых в норме картин действительности.

Психиатры венской школы любили древнегреческие мифы, как основу бессознательных концептов. Цари и боги, герои и нимфы, страсти и драмы. Откуда все это? Ведь понятно, что не из сознания человека! Приап с его фаллосом, проклятьем и мечтой, Нарцисс и его мать Лиеропа, в глазах которой сын видел не себя, а ее отражение, то есть свою смерть, Эдип, женившийся на своей матери, Иокасте, Электра, подговорившая брата убить мать из-за погубленного отца...

Откуда эти сюжеты взялись? Из бездонных глубин психики, из подсознания, из темных впадин души. Именно древние трагедии, «чистая», еще не «испорченная» цивилизацией «продукция» первоначального искусства стала основой размышлений Фрейда и учеников-антагонистов. Но Клаус Конрад пошел дальше - он понял как устроена сама греческая трагедия. Он уловил универсальную фабулу, принцип восприятия действа: сюжет, созданный драматургом нарастает. Ну развивается, как жизнь человека - от пролога до кульминации, от развязки до эпилога. И это не просто форма, продиктованная Мельпоменой - это отражение бессознательного!

Конрад изучал шизофреников. И понял - бред развивается не спонтанно, не случайно: у процесса бредизации есть вполне очевидные этапы. И связаны они с нарастанием тревоги, как в классической древнегреческой трагедии. Конрад назвал это тремой. Или тремо-фазой. Вот представьте себе состояние обычного человека. Как вы или я. Как любой из миллиардов, населяющих планету. Мы живем своей жизнью, обеспечиваем свои потребности, думаем, дышим, едим, спим, функционируем.

В нашем сознании происходит огромная ежеминутная работа. И в подсознании. Мы тревожимся, предвосхищаем, любим, смеемся, бережем своих близких, противостоим врагам. Рожаем детей, оплакиваем ушедших, ездим на машинах или метро. Все нормально, все как у всех, все спокойно. И вдруг - не спокойно. В каком-то таинственном амфитеатре на сцену выходят актеры и начинают диалог. И нам - тревожно. Весь мир внезапно меняет смысл, мы чувствуем, что ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ. Наша жизнь внезапно меняется. То, что казалось обычным внезапно начинает нас беспокоить. Выключен ли утюг? Трезв ли водитель автобуса? Почему ребенок выглядит таким бледным? Что за странный неотвеченный звонок на мобильнике? Надежен ли мой банк? Нет ли скрытого смысла во вчерашнем разговоре с любимым человеком? Мир внезапно стал тревожнам и непонятным и эта тревога - небеспочвенна! Ведь действительно что-то не то происходит.

Нам бы задуматься! Но так устроено сознание любого человека - мы видим причину в окружающей реальности, не в себе! А реальность совсем никуда не годится. Тревожность нарастает все больше и больше. Человеку говорят: тебе отдохнуть пора, ты какой-то не такой. Но разве сейчас до отдыха! Что-то надо срочно делать! Что-то предпринимать, что-то немедленно понять и срочно изменить, но что? Мир становится загадкой.

Тревога нарастает и воспринимается как страх. Это парадокс, ловушка: в нашей психике нет отличия тревоги от страха. Мы начинаем бояться. Но при этом нам ничего не угрожает! Мясорубка крутится, а мясо кончилось. Мы не чувствуем реальной боли, проталкиваем в жерло воспаленной психики кажущиеся страхи перед совершенно новым миром, а беспощадные шнеки перекручивают наши пальцы. Мы еще глубже засовываем руку, и вынимаем обрубок: мы больны. Наше сознание больше не управляет ничем, весь мир катится в тар-тарары. То, что казалось незыблемым теряет всякое значение: работа, семья, дети, любимые... Кругом все чужое, непредсказуемое, страшное.

Вот она взяла нож и режет салат. А ведь этим ножом она может меня убить, стоит мне отвернуться! Наверное, я должен сидеть за столом только лицом к ней! Что за чушь? Это какая-то мистика, зачем, для чего? Но ведь явно она не просто так взяла этот нож, им неудобно резать помидоры, такое лезвие предназначено для удара по шее! А откуда вообще в доме взялся этот нож? Она купила его специально! Ой, что за ерунда! Мысли скачут, тревога порхает, как птичка с ветки на ветку, как полиэтиленовый пакет на свалке, носимый ветром: почему по телевизору в новостях показывают какую-то войну? Ведь завтра эта война придет на нашу улицу! Плевать, что наша улица не привлекает даже велосипедных воров, надо проверить - не угнали ли машину? А коляску из чулана?

Человеку кажется, что он «нервиничает», он понимает, что тревожится, но при этом НЕ МОЖЕТ понять, что его «страхи» - эндогенны. То, что Конрад назвал «тремой» - нарастание непонятно откуда взявшейся тревоги - это не столько начало шизофрении, сколько просто начало ДЕПРЕССИИ. Слом внутреннего механизма регуляции психики, серьезная, но еще не ставшая необратимой проблема. Психоаналитик может разобрать в терапии такое состояние, помочь и вернуть в процессе работы пациента в реальность жизни. А если подключится грамотный психиатр и назначит правильный антидепрессант, то через какое-то время у пациента откроется «окно» в мир, сознание сможет переработать тревожность, как причину страдания, ухудшения качества жизни. Качество- то падает действительно! Представьте себя на месте такого пациента! Вам ведь страшно! (на самом деле - тревожно!).

Вы как в черном первобытном лесу, кругом зло, кругом неясные тени хищников, жаждущих разорвать вас и использовать в виде пищи. Или изнасиловать. Или поработить. Но ведь вы не имеете своего психоаналитика, это не дантист, не парикмахер, не гинеколог. Это какой-то странный человек, требующий наличных денег за то, чтобы слушать вас. Даже чай не предлагает. Вы лучше посоветуетесь с мамой, с подругой, с приятелем. Книжки почитаете про психологию. К священнику сходите на исповедь, помолитесь в храмовой таинственной тишине в свете свечей под жутким взглядом святых страстотерпцев и монотонное чтение священных книг. И полегчает. На день, на неделю.

А потом накатит снова. Вы уткнетесь в фб, вы будете часами втыкать в инстаграм, смотреть сериалы, готовить вкусняшки на ужин, сходите в кино, почитаете новый роман Виктора Олеговича или старую повесть Мураками. Там все так интересно! И никаких проблем... А вечером можно посмотреть гламурные блоги, послушать SMR подкасты: прибой, шелест волн, нежные листья шуршат по крыше хижины на закате... Вино поможет хорошее, пиво в пятницу, ночной клуб в субботу, красивые люди, хороший DJ, поцелуи и обнимашки. А в воскресенье вдруг накроет совсем: тревожность, как невыносимая зубная боль захлестнет вас полностью. Что это? Безумие? Нет, это невозможно, я нормальный, я здоров, я цел, я в порядке, это что-то с миром происходит! Но вот что?

Нет, все это как-то не радует. Еда не вкусная, что-то произошло с продуктами. Видимо ГМО везде пихают. Секс? Нет, это приятно, даже очень, но вот потом какой-то отвратительный осадок, меня просто использовали, как мясо. Чтение раздражает, погода давит, то жара, то - холод. Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята!

Через какое-то время по законам жанра греческой трагедии трема-фаза станет невыносимой. Ваше сознание отключится, вы даже не вспомните как это произошло. Внезапно вы погрузитесь в полную темноту. Это тот самый сон разума, рождающий чудовищ. Вы провалитесь в него, как Windows на перегретом процессоре, ваш персональный экран выдаст синюю заставку, что система зависла, файлы не найдены, работа дальше невозможна, и все данные просто не сохранились. А дальше будет перезагрузка. Вдруг все станет ясно. Трема-фаза закончена. Произошла АПОФЕНИЯ. Трагедия закончилась. Убийца - дворецкий.

Человек становится спокоен. Он осознал. В его сознание залетел бред. Тревога ушла. Стало легко и просто, понятно и красиво. Подсознание ворвалось в реальность и изменило ее. Отныне человек никогда не будет прежним. В его картине мира произошли радикальные изменения. Бред «кристаллизовался» и стал частью ума. Апофения - это когда совершенно абсурдные связи соединили фрагменты реального в целостное изображение.

И вот тут надо понять. Жил-был человек. Учился, работал, чем-то интересовался. И в один прекрасный день уехал в Тибет. Или поближе, в монастырь. Или стал свидетелем. Неважно, Иеговы или Алексея. Увлекся Ошо. Стал верить, что все беды на Земле от неверия. Принял ислам и уехал в Сирию воевать за запрещенное ИГ. Или не запрещенное. Увлекся йогой и стал веганом. Или возглавил местную ячейку языческой секты. Неважно какой. Или уверовал в то, что виноваты рептилоиды и инопланетяне. Список можно продолжать бесконечно. Проблема в том, что он действительно верит нефункционально.

Люди разрушают семьи, увидев, что все их проблемы происходят от злого агрессора, жаждущего убить, преследующего их повсюду (а муж или жена просто пытаются наивно вернуть человека в реальность, что совершенно бесполезно). По сути апофеническое состояние - это самое страшное сумасшедствие, потому что нет ничего труднее, чем корректировать кристаллизованный бред, человек не считает себя больным, ему кажется, что его преследуют за убеждения. Когда-то это пытались назвать вялотекущей шизофренией, но никакой шизофрении нет - человек соверешенно адекватен. Никаких шапочек из фольги, лучей и прочих параноидальных идей. Все замечательно. Просто уверовал человек. И все...

90 процентов «старцев» или «гуру», обладателей «внутреннего знания», «экстрасенсов» и прочих апофенистов совершенно здоровые люди. В конце концов, каждый волен видеть мир по своему. Они успешны и удачливы, более того, они - счастливы! Сознание их работает, бессознательное - тоже. Они функциональны. Но их картина мира навеки искорежена. Хотя не всегда - психиатры, сталкивающиеся с подобным явлением наблюдают случаи самокоррекции. Через год, через два. Бывает.

Апофенисты, конечно, никогда полностью не возвращаются в «первоначальное» состояние, но психика такая тонкая штука! Случается, что сознание упаковывает кристаллы бредовой картины мира в плотные капсулы и засылает их в подсознание. Если близкие терпеливы, если любят, если хотят, то можно и дождаться улучшения, особенно, если бред совсем не соответствует реальности: ну то есть жизнь опровергает его по всем параметрам. Назначен конец света, а вот - дата прошла, проехали, можно выходить из пещеры. Это не отменяет возможности самого конца света, он просто сначала перенесся на другое число, а потом как-то вот отложился... Не срослось.

Так все-таки - шизофрения или депрессия? Мы не знаем границы. Нет точного рубежа.

Потемки. Тайна. Одна из самых неизведанных сторон психики, защитный механизм от полного безумия. Самоампутация здравого смысла. Хрупкая хрустальная ваза, разбившаяся не из-за падения, а из-за внутреннего напряжения самого стекла."

будущее, общество, подборка, отношения, психология, культура, история

Previous post Next post
Up