Originally posted by
goblinnss at
Про фильм "Гараж" Этот фильм принято считать одним из самых эталонных антисоветских произведений, созданных в СССР. Однако многие не замечают одной крайне интересной детали: весь сыр-бор крутится вокруг постройки гаражного кооператива. А ведь это совершенно не советское, не социалистическое мероприятие, а наоборот насквозь капиталистическое. Люди скинулись деньгами и заказали за эти деньги постройку гаражей, отличие от тех же США только в том, что для строительства наняли государство за неимение частных строительных компаний. А то, что из-за новой дороги придётся убрать три гаража - так таких историй на западе тоже хватало, один Киллдозер чего стоит.
И вот в этом свете все начинает играть совершенно другими красками. Создатели фильма как бы говорят нам: хотите капитализма? - Вот что с вами будет, станете циничными сволочами, переругаетесь и будете делать друг другу подлости, и всё ради материального блага.
И персонаж Акеджаковой внезапно становится единственным в фильме 100%-но советским человеком...
УПД: Этот пост навеян Амароком, который сегодня написал про такой же забавный моментик в Собачьем Сердце - там типа быдло-пролетарий Шариков вовсе никакой не пролетарий, потому что "...Профессия - игра на балалайке по трактирам". И я подумал: если проводить параллели с современностью, кто у нас сейчас кабацкий частушник-балалаечник? Семён Слепаков?)))
sargon9. Так ведь там контингент какой. Сплошь гнилая московская интелигенция. Тоже мне трагедия жизни, гараж. Нормальные люди сделали ли бы так. Составить список тех, кто однозначно получает бокс (ветераны, инвалиды). Затем жеребьёвка. Тем, кому не повезло - запись в первую очередь и броня на следующую линию кооператива (об этом упоминается), возврат денег, компенсация времени и трат (на собрания, субботники и т.д.) - в том числе со средств везунчиков, вскладчину, ну и плюшки по службе какие-нибудь, бесплатная профсоюзная путёвка в Сибирь и т.д.
Всё, расходимся. И да, блатных всех выкинуть, ещё до голосования.
LogicaSocialis. На юбилей Гайдая. Вот Шурик.
Студент, сначала физик, а потом лирик. В конце концов этот физик-надомник пускает в нашу жизнь ненадолго Ивана Грозного.
Но сначала этот отличник совершает другой подвиг. Он укрощает пролетариат.
Пролетарий в рабочее время не работает, а ездит в автобусах и хамит пассажирам.
Вообще-то он фронтовик (сегодня заметили у меня в ленте, как он инстинктивно прячется от обстрела), как сам Гайдай или, вот, как герой Никулина, «Когде деревья были большими». Тоже тунеядец и выпивоха. Типичный случай.
С ними пытаются цацкаться, говорит режиссер. Лекции, трехразовое питание в бидончике.
А это неправильно. Шурик пытается закатать его в бетон. Потом показывает его первобытную сущность: голый дикарь в бусах, с копьем, вот кто такой пролетарий. И наконец найдено единственно верное решение: надо их драть, это сразу решит проблемы дисциплины и трудовой мотивации.
Надо сказать, социология труда, развивавшаяся в те же годы, долго шла к этой мысли и не факт, что дошла.
А Гайдай соединил чаяния начальства и настроения научно-технической интеллигенции, решившей, что вот он, пришёл ее час.