"У Доносо Кортеса в речи о диктатуре, которую недавно заново и замечательно
перевел Александр Марей и прекрасно издал «Владимир Даль», есть одно сравнение, которое мне очень полюбилось.
Он говорит о религиозной и политической температуре общества - я не цитирую, а пересказываю, учтите. - Когда с религиозной температурой все в порядке, то есть все верят в Бога и слушают Церковь, политический градус может упасть, полицейское принуждение минимально необходимо. Но если народ отходит от веры, градус религиозности падает, тогда нужна диктатура.
Прямо сейчас это не работает, конечно, иначе мы не могли бы видеть, как самые суровые диктатуры современности часто - не всегда - бывают религиозными.
Однако не забудем о политических религиях в том смысле, который пытался придать этому термину хороший историк и большой теоретический путаник Джентиле. Политическая религия как бы заключает в себе оба градуса, там нечему подниматься и падать в ответ на подъем и падение другого. Другого в старом смысле нет.
Однако.
Другое все же есть. Это социальные связи, доверие, ощущение благополучия. Если с этим делом и со спонтанной самоорганизацией все в порядке, градус политической религии может упасть. И наоборот." Александр Филиппов.
"Поэтому ответом на размывание доверия между людьми и прочее неблагополучие, включая экономическое, становится повышение градуса политической религии - там, где она есть. А это не просто себе так. Это культ политического, это государство как религиозный объект внутре субъекта.
Ну, там еле додумать, дошлифовать напильником.
Следствие из предыдущего
------
Поэтому понятно, что падение ощущения благополучия не компенсируется голым принуждением и чистой полицейщиной, как нам тут подбрасывают. Это из другой эпохи.
Ответом на повышение цены доллара и майонеза должно быть не усиление запретов на то, что еще не успели достаточно запретить, а интенсификация политической религии. Кто это понимает, тот хватает за хвост жар-птицу, а кто не понимает, тот продолжает копаться в презренных мелочах. Но надо же понимать, что политико-религиозный экстаз ослабевает вместе с удешевлением майонеза.
И комбинировать эти вещи нельзя, только уравновешивать."
kuno-mlatje: Удивительное рядом! Элизабет Гилберт (не последнее имя в мировой литературе - "Есть, молиться, любить") отозвала из издательства "Рэндом Хауз" (тоже не баран чихнул) свой новый роман "Заснеженный лес", запланированный к выходу на февраль 2024. Причина - вал упреков, критики, а то и просто ругани со стороны небратьев и им сочувствующих. Действие романа происходит - о, ужас! - в России. Роман о семье отшельников, ушедших в тайгу в 20-ых годах прошлого века и проживших там десятки лет. Вот кто теперь определяет литературные тренды! Про Россию - низзяя! Вспомнилось замечательное Путешествие XXII Ийона Тихого. Скоро на географических картах Россию будут заклеивать бумагой. Велик был пан Станислав!
antimeridiem: «Последняя капля», София Коппола, 2020. Нью-Йорк, незадачливая писательница, мать двоих детей, замечает, что ее муж-афро-американец (А-А) как-то странно себя ведет. Все время на работе, рассеян, командировка в день рождения жены, нелепые подарки, указывающие на то, что его жена - домработница. А тут еще у него новая красавица-коллега Фиона... И тут нас сцену выходит папаша-ловелас (привет «Сломанным цветам») и говорит, что нужно разобраться - не изменщик ли ее муж. Ну и все идет к крайне неполиткорректному выводу, что коварный А-А клеит на работе белую коллегу, а жена значит по боку.
Но, конечно нет. Папаша жестоко ошибся, все его дедуктивные выводы пошли прахом. А счастливая жена возвращает себе душевное равновесие, старательно работает над новым романом, получает богатые подарки от мужа и т.д. и т.п. Старое поколение с их расовыми предрассудками и разгульной жизнью уходит в прошлое - оставляя царствовать новое поколение политкорректных картонных героев. Степень их картонности просто сложно описать, это нужно видеть. Увидели.
urease: «Сейчас пар просто нет - или настолько мало, что изображение счастливых пар - превалирующая форма эскапизма.
chaource: Граждане объединены готовностью подчиняться произволу власти и любым правилам, любому абсурду, из страха быть отлученными от «современной жизни» - от беззаботного комфорта и изобилия без тяжелого труда, при самоощущении перманентного подростка, которому не надо становиться взрослым.
Тома Пикетти. ...Так, недавние исследования показали, что доля выпускников ВУЗов оставалась на уровне 10-20% среди детей, родители которых относились к двум самым бедным квартилям в иерархии доходов, тогда как среди детей верхней квартили (25% самых богатых) это соотношение выросло с 40 до 80% в 1970-2010 годах. Иными словами, доход родителей стал почти идеальным показателем доступности университетского образования. via papalagi
Мишель Фуко. Теоретическая
психология мне кажется ужасно практичной вещью. Я хочу сказать, что производственные отношения изменились в период между XIX и XX веком. Отношения изменились, и вдобавок к этому человек стал не только производителем, но и превратился в потребителя. И в игре производственных отношений это освободило пространство, внутри которого некоторые практики стали возможны. Та же психология способностей, если хотите, психология потребностей, прекрасно вписывается внутрь новых экономических практик. И я полагаю, что всякая психология, начиная с того момента, когда она перестает быть психологией бессознательного, превращается исключительно в психологию экономического типа. via ne_sbylos.
mahadaridra: Обращение равно к законченным рукопожатным либералистам, густопсовым свидомым украинистам и махровым ура-патриотам.
А не хватит ли вам всем дурью маяться и воспроизводить однотипные смысловые конструкции? Попробовали бы выучить персидский язык, или статистическую физику, или точно визуализировать карту Москвы внутри Садового кольца, или проплыть в теплом море километров тридцать, или выполнить позу ганда-бхерундасана из высшего курса хатхайоги, выучить арию Каварадосси из «Тоски», знать наизусть несколько либретто опер,чтобы наконец не хлопать ушами, когда слушаешь оперу? Я уж не говорю о том, чтобы что-то новое в мир принести, изобрести или открыть.
Или уж на самый худой конец осознать свою полную заурядность, сидеть и честно грызть себя за нее.
Maksim Abramov. "Сознание" - это утлое судёнышко, созданное Вами же самим, в Океане Бессознательного. Борта Вашего корабля, как часто думают, могут защитить от обступающего со всех сторон хаоса. При этом часто не замечают, что "Океан" населён не только всякими чудищами и монстрами, вроде Кракена или Левиафана, но и другими существами - неядами, нереидами, русалками, сиренами - порой опасными, но порой и пронзительно прекрасными. Не покидая палубы, Вы рискуете пропустить, не заметить все эти поразительные зрелища.
az118: Транс - через, т.е. по ту сторону обыденности из чувственного материала и его обработки рассудком, очищенность от них и их влияний.
в т.ч. от критической функции, присущей обыденному сознанию в критических ситуациях.
транс дает увидеть не волны, а весь океан из высоты над ним, не ветви, а все дерево из его корня
Алексей Чадаев. ...Главное, чему меня научила моя работа в АП, ГД, правительстве, ЕР и прочих подобных заведениях - тому, что власть вообще ну вот ни разу не всемогуща. И, более того, реальный коридор возможностей всегда крайне узок. Причём причины этой узости внешнему наблюдателю в большинстве случаев вообще неочевидны... И отсюда тезис. Работа над строительством армии начинается с работы над строительством общества (тот самый учитель, выигравший битву при Садовой). Возможности армии - проекция энергии и воли общества. И вот их пределы надо видеть и понимать очень ясно. В стране, где двадцать лет главный публичный лозунг системы был «повышение качества жизни», армия будет именно такой, какая она есть сейчас.
Никита Сюндюков. И политическое устройство у нас убого, не по английскому крою, и философская мысль бледна, и религия дика, и искусство вторично, и даже в этой своей вторичности все равно умудряется хромать на обе ноги…
Что же, какой враждебной властью была вызвана
эта страна из небытия, как же, по какому праву смеет существовать она, такая огромная и такая ненужная - вопят либералы, шифрующиеся и не очень.
Не чуят - отказываются чуять мистику русской жизни, не слышат они шума подземных вод, которые одни и питают бытие нашего великого, ни с чем не сравнимого Отечества…
keleg: Православие интересно именно тем, что мистический опыт откровений его монахов дает гораздо более цельную и логичную религиозную картину мира, чем у умствующих католиков которым, из-за ошибок в базовых принципах, пришлось городить много лишнего.
sergeyhudiev. Православный монастырь - это не Шао-Линь, не центр боевых искусств. В отличие от ряда нехристианских духовных практик, никто никогда не учил, что молитва Иисусова придает особенную ловкость при фехтовании на мечах или повышенную меткость при стрельбе из лука. Аскетическая литература научает исключительно брани с врагами невидимыми.
gignomai: Почитал жизнеописание свт. Николая Японского и его дневники. Необыкновенно привлекательная личность. Не буду пересказывать - о нем довольно подробная статья в википедии. Только два момента отмечу - чтобы еще подумать.
Первый связан с переводом на японский текстов молитв. При переводе «Господи, помилуй» возник вопрос, как переводить «помилуй». Свт. Николай не стал переводить японским словом, имеющим значение «помиловать преступника»: «У нас таких отношений с нашим Богом нет. Мы возьмем слово аварема. Так мать милует ребенка, жалеет в исконном древнерусском смысле».
Ну а второе - это, конечно, его позиция во время русско-японской войны. Японцам он говорил, что они должны выполнить свой долг перед своей родиной вместе со всем народом. Они должны относиться к России как к неприятелю, но «воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое Отечество». При этом: «Я надеюсь, что объявление военных действий не принесет с собою никакой перемены в деятельности нашей Церкви. ... Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участие в общественных богослужениях нашей Церкви... Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным Отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране». «Кому придется идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь - не из ненависти к врагу, но из любви к вашим соотчичам... И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный мир... ».
nchudova: В качестве базовых для русской культуры А. Вежбицкая выделяет концепты «душа», «судьба» и «тоска». A.A. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев предлагают в качестве наиболее значимых понятий русской культуры концепты «простор», «воля», «удаль», «тоска»). Правда, в списке культурных констант в Словаре русской культуры Ю.С. Степанова есть «уют». Но книга Степанова давняя. А сейчас-то этот концепт уюта сохраняется в культуре? Или Старосветские помещики остались только в наших воспоминаниях?
russhatter: Провёл время с добрыми близкими друзьями, с которыми редко встречаюсь. Очень, но всё равно с близкими. Так вышло, что все мои собеседники были с той стороны забора. Мы не могли не ругаться, но смогли сделать это мирно. И естественно - в наши дни естественно, а вообще-то это ведь совершенно невозможно - ни в чём и никак не договорились. Я давно не был на такой короткой дистанции до той стороны, чтобы так аккуратно и безопасно (в разных смыслах) их разглядывать. Собственно, записываю выводы и впечатления.
Я не могу согласиться с их мнением - они с моим, и все искренни. Потому, что я в одной реальности, а они - в другой. Я хладнокровно игнорирую вещи, такие для них важные - но они-то в отношении меня делают ровно то же. Я говорю слова, которые для них ничего не значат - мне возвращают той же монетой. Для них их реальность единственно реальная, для меня она уже мертва. Когда я слышу, как и что они переживают, я понимаю и кричу: я сам всё это же проходил! Вот только: 15 лет назад. А сейчас: я и не знаю, что говорить, но я стал другим, а тогда, 15 лет назад, когда я бился, вы ведь не бились, где вы были тогда?
Я не могу себе изменить - потому, что я в той реальности, в которой я есть. Они не могут себе изменить по той же причине. Может, это парадоксально, но ведь факт: то, что моя/наша реальность ожила - даёт той реальности ремиссию. Хорошо бы, чтобы надолго и основательно - но ведь нет же, только временно.
Всё дело в цене за безопасность. В той реальности безопасность - она бесплатная и доступная, у всех её много, и злобные люди/людишки зачем-то это нарушили. В моей реальности безопасность - штука дорогая, вплоть до непомерно дорогой, если не сойдётся. И что можно, хоть как-то получается - это не спасти миллионы покалеченных жизней, а перекоммутировать их: чтобы жизнь покалечилась не у этих, а у тех. А кроме этих миллионов и других миллионов есть третьи, четвёртые, пятые... Спасти их всех никто не в силах. И это не угроза. Мои собеседники в это... то ли не верят, то ли считают, что ... страшнее кошки зверя нет.
На самом деле, когда/пока эта наша реальность жива, вольно им жить в своей, у них есть наша, как запасная, не так за них страшно. Всё было бы намного страшнее, если бы наша реальность не завелась.
PS. Отбой протрубили - забор стоит - что это значит? А значит, что мнение людей с той стороны забора обнулилось. Доктор! Меня все игнорируют! - Следующий! Никого существенно это мнение не волнует. Ну, повынесут некоторое число людей с критически важных точек - и всё. А те, кого вынесут, а также те, для кого эти критические точки будут лично критическими - те будут страдать, как страна стремительно катится в литеру Ж. Но с других позиций это не будет существенно, вот в чём штука. Не имеет смысла на них обращать внимание. Как не было смысла смотреть на мои (а как сейчас стало понятно - не только мои, многих) биения головой об стенку 15 лет назад. Время спора закончилось. Так и не начавшись.
Вы все - страшно испуганные люди, и это всё. Такие никогда не правы.