Татья́на Вале́рьевна Сне́жина (настоящая фамилия - Печёнкина; 14 мая 1972, Ворошиловград, Украинская ССР, СССР - 21 августа 1995, 106-й километр Чуйского Тракта (между городом Черепаново и посёлком Майским)) - российская поэтесса, композитор, автор лирических песен, певица. Автор более чем 200 песен и множества стихов. Трагически погибла в 1995 году в возрасте 23 лет, а в конце века стала знаменитой посмертно после исполнения Аллой Пугачёвой в 1997 г. её песни «Позови меня с собой» и ещё нескольких десятков песен, вошедших в репертуар ведущих звёзд российской эстрады.
Настоящая фамилия безвременно ушедшей поэтессы Татьяны Снежиной - Печёнкина. Она родилась в Ворошиловграде (Украина) 14 мая 1972 года. Ее отец был военнослужащим, к моменту рождения дочери Валерий Павлович носил погоны старшего лейтенанта. Мама, Татьяна Георгиевна, работала в должности технолога на местном заводе. Семья Печёнкиных воспитывала двух детей, Вадима и Таню. Девочке было только три месяца, когда ее отца перевели на новое место службы. Семья перебралась на Камчатку. На этом заснеженном полуострове с дымящимися вулканами они прожили почти десять лет.
«Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена».
В своих воспоминаниях о детстве Татьяна писала, что ее первыми впечатлениями о жизни были певучие украинские мелодии, льющиеся из радиоприемника и ласковая колыбельная мамы. На Камчатке тоже было совсем неплохо, девочка хорошо запомнила, сколько радости доставляла ей первозданная природа полуострова. Особенно хорошо было вечерами, когда завершалась дневная суета, и оставалось время, чтобы послушать, как весело трещат в печи березовые поленья, а нежные мамины руки порхают над клавишами, рождая прекрасную мелодию.
Родилась на Украине в г. Ворошиловграде (ныне Луганск), в семье военного. В трёхмесячном возрасте с родителями, по роду службы отца, отправилась жить на Камчатку. Училась в музыкальной школе и общеобразовательной школе г. Петропавловск-Камчатский № 4 им. Л. Н. Толстого. В 1982 году вместе с семьёй переехала жить в Москву. Училась в школе № 874, была общественной активисткой и участницей школьного драмкружка. Поступила в 2-й Московский медицинский институт (МОЛГМИ). С 1992 года в связи с командировкой отца жила вместе с родителями в Новосибирске. Поступила и училась в Новосибирском мединституте.
Внимательные родители быстро обнаружили, что у них растет талантливая дочка. Когда девочка немного подросла, мама стала обучать ее музыке.
Татьяна Георгиевна умела играть на фортепиано и вскоре начала обучать этому мастерству дочь. С 4 лет Татьяна устраивала концерты для семьи, исполняя песни и декламируя стихи.
Среди школьных стихов можно найти посвящённые Александру Пушкину, декабристам, Зое Космодемьянской, событиям личной жизни. В поэзии звучат мотивы любви и смерти, на фоне юношеского романтизма начинается философское осмысление жизни.
В Петропавловске-Камчатском девочка пошла в школу. Когда Тане было десять лет, отец получил новое назначение, семья переехала в Москву.
Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-озорным детским строфам про «червячков и букашек» в голову вместе с ночными слезами по первой любви, «который там, далеко, в далёком и суровом краю», стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки.
- Татьяна Снежина
Видя интерес сестры к поэзии, Вадим стал приобщать Татьяну к творчеству Цветаевой, Гейне, Пастернака. Поэтесса очень прониклась произведениями Цветаевой. Тогда творчество Снежиной было пропитано юношеским романтизмом с философскими размышлениями о жизни.
Ещё в школьном возрасте решила стать врачом. Поступила во 2-й Московский медицинский институт, где продолжила заниматься творчеством, у неё появилась возможность петь свои песни студенческой аудитории. Студенты пытались записать их на кассеты, распространяли в кругу друзей, их родственников и знакомых.
…можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила… Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж…
- Татьяна Снежина
В 1991 году был убит Игорь Тальков, который для Снежиной был кумиром:
И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова, и сны, сны о нём. Сколько ещё не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков?
- Татьяна Снежина
В 1992 году, в связи с командировкой отца, переехала вместе с родителями в Новосибирск. Поступила и училась в Новосибирском мединституте. Разлука с Москвой, новые друзья и впечатления дают новый толчок творчеству. Оно приобретает уже узнаваемый снежинский стиль.
В конце 1993 года Татьяна Снежина случайно познакомилась с коллективом московской музыкальной студии «КиС-С». В декабре 1993 года с ними начала работу над своим первым авторским музыкальным альбомом. Первой профессионально записанной песней стала «Роза».
Певица начала активно участвовать в музыкальных конкурсах. Брат поэтессы посоветовал ей записать и отправить новую песню в Москву. Так, в 1993 году, домашняя кассета попала на Таганку в звукозаписывающую студию "КиС-С". Через пару дней Татьяна отправилась в Москву для работы над ее первым альбомом.
Музыку и стихи начала писать ещё в школьные годы. Рисовала, пела. Первый успех был неформальным - записанные в домашних условиях самодельные «музыкальные альбомы» расходились среди московских студентов, а потом и новосибирских. Та же участь ждала напечатанные автором на машинке стихи и прозу. В 1994 году Т. Снежина в Москве в студии «КиС-С» записала фонограммы 22-х авторских песен своего первого альбома «Вспомни со мной». В том же году состоялся дебют в Театре Эстрады в Москве, вышла первая передача о её творчестве на «Радио России». В Новосибирске побеждает в нескольких песенных конкурсах города и региона.
Так прошло два года, затем Валерия Павловича перевели на новое место службы, в Новосибирск. И опять - разлука с друзьями, с привычным бытом. Печаль по прошлому дает толчок к новому витку творчества. Татьяна перевелась в местный медицинский ВУЗ, стала активно участвовать в песенных конкурсах. Ей хотелось записать свой первый сольный альбом. Коллеги из столичной музыкальной студии «КиС-С», с которыми певица случайно познакомилась, помогли ей в этом. В 1994 году молодая исполнительница записала свой первый альбом под названием «Вспомни со мной». В сборник певица включила 21 песню, среди которых была и композиция «Позови меня с собой» Тот год вообще был очень удачным для Татьяны, кроме записи пластинки, она впервые выступила в московском Театре Эстрады.
В апреле 1994 года состоялся дебют в Театре эстрады с песней «Было время». Татьяна решила попробовать свои силы в шоу-бизнесе, взяв псевдоним «Снежина». Вышла первая передача об её творчестве на «Радио России». Нарабатывая сценический опыт, Снежина пела на дискотеках, в клубах, студенческих музыкальных конкурсах. В тот год в студии была записана 21 песня, которые Снежина объединила в альбом под названием «Вспомни со мной». Бо́льшую часть этих песен, включая «Позови меня с собой», после её гибели взяли в свой репертуар звёзды российской эстрады. Как тогда говорила Снежина: «Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слёз и моих радостей, из моей жизни». Ещё не завершив этот альбом, Снежина уже планировала запись следующего.
Сейчас продолжаю трудиться, сопрягая это с необходимостью окончить институт. Надеюсь выпустить, несмотря на сложность такого дела, как шоу-бизнес, свой первый альбом. Но уже в проекте запись второго. Ведь за годы творчества у меня накопилось около двухсот песен, которые ждут своего слушателя. Да и жизнь идёт своим чередом, новые впечатления, новые размышления, новые слова, которые нужно услышать и постараться понять. А главное - есть мечта. Конечно, надо ещё трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть.
В 1994 году вышел альбом "Вспомни со мной", куда вошла 21 песня, включая трек "Позови меня с собой". В том же году у певицы состоялся дебют в Театре эстрады с песней "Было время". Тогда же Татьяна берет псевдоним "Снежина", чтобы плотно заняться шоу-бизнесом. Вышла первая передача о ее творчестве на "Радио России".
«И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота».
«И результат - первый альбом моих песен «Вспомни со мной», 21 песня. Только сейчас я осознаю, что это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни», - делилась Снежина.
Новые песни Снежиной рождались трудно, работа велась кропотливо и тщательно. Некоторые песни записывались по 2-3 месяца. Работа шла, и немного менялся Танин стиль, менялся подход студии к её творчеству. Как потом вспоминал один из аранжировщиков: "Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьёзных обработках, всё, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти...". В процессе поиска путей выпуска своего сольного альбома и записи новых песен в Новосибирске она познакомилась с Сергеем Бугаевым, бывшим комсомольским работником, который в 1980-е годы много способствовал развитию андеграундной рок-музыки. С начала 1990-х директор молодёжного объединения «Студия-8», пытался заниматься продвижением «поп-музыки с человеческим лицом», в которую как раз и влилась Татьяна Снежина. Помимо творческих между молодыми людьми установились и тесные личные отношения, в мае 1995 года Татьяне было сделано предложение «руки и сердца», а осенью должна была состояться их свадьба.
В этот период, как и всегда, Снежина жила очень активной жизнью. Она училась в ВУЗе, занималась хореографией, брала уроки вокала. Ее жизнь была расписана на годы вперед, в конце 1995 года должен выйти магнитоальбом певицы, несколько видеоклипов, через год девушка планировала выпустить компакт-диск.
«Главное - есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть».
Девушка имела успех, о творчестве молодой певицы тогда много говорили на «Радио России». Именно в это время она решила взять себе творческий псевдоним, стала Татьяной Снежиной. После полосы удач начался период разочарований. Ей нужно было заканчивать учебу, и одновременно работать над созданием второго альбома. Татьяна как будто торопилась жить, старалась успеть сделать как можно больше. Но качество второго альбома, на который был потрачен целый год упорного труда, оставляло желать лучшего. Певица не могла выставить на суд поклонников несовершенную работу. Она стала подыскивать новый коллектив для реализации своих творческих проектов.
Но в начале февраля 1995 года, в очередной приезд в Москву, обнаружилось низкое качество итоговых записей. Вернувшись в Новосибирск, Снежина начала поиск нового творческого коллектива для доработки и выпуска альбома, записанного в Москве, и для работы над новым альбомом. В числе других адресатов её аудиоматериал получил музыкальный продюсер и руководитель студии «М & L Art» Сергей Бугаев. В марте 1995 года он предложил Снежиной сотрудничество, а через пару месяцев состоялся дебют песни «Музыкант».
Через некоторое время она познакомилась с Сергеем Бугаевым, руководителем молодежного объединения «Студия-8», занимающегося развитием андеграундной рок-музыки. Песни юной исполнительницы затронули его душу, и он сам предложит Татьяне сотрудничество. Вместе они записали новую песню певицы «Музыкант». Аранжировщик студии Сергея Бугаева вспоминает, что работать с материалом этой исполнительницы было очень легко. Он был настолько совершенным, что почти не нуждался в обработке.
Певица вернулась из Москвы в Новосибирск и познакомилась с Сергеем Бугаевым, руководителем и продюсером звукозаписывающей студии "М & L Art" и молодежного объединения "Студия-8". Мужчина занимался развитием рок-музыки. Сергея впечатлило творчество Татьяны и он предложил ей сотрудничество. Бугаев ставил кассету с ее песнями в магнитолу машины и заслушивался до такой степени, что забывал, что это рабочий материал.
При такой занятости у нее всегда находилось время для поэзии. Она писала всегда и везде - на салфетках в кафе, в транспорте, на лекциях в своих студенческих тетрадях, в библиотеке. Когда Сергей Бугаев ознакомился с творчеством поэтессы, он сказал, что материала для композиций ей хватит лет на двадцать. Но этого времени у Татьяны уже не было.
Сергей Бугаев и Татьяна Снежина были очень увлечены друг другом, на 13 сентября 1995 года они запланировали свою свадьбу.
В мае 1995 года музыкальный продюсер и руководитель студии «М & L Art» Сергей Бугаев сделал Снежиной предложение выйти за него замуж. Артистка согласилась - и 15 августа на радио «Европа Плюс» влюбленные анонсировали свою свадьбу, запланированную на 13 сентября.
В августе 1995 года Татьяна и Сергей были помолвлены, месяц спустя должна была состояться их свадьба. В «Студии-8» записывался альбом Снежиной, выход которого планировался той же осенью. 18 августа 1995 года состоялась презентация нового продюсерского проекта, на которой Татьяна исполнила под гитару два собственных романса «Звезда моя» и «Если я умру раньше времени».
Если я умру раньше времени,
Пусть меня унесут белы лебеди
Далеко, далеко, в край неведомый,
Высоко, высоко, в небо светлое…
- Татьяна Снежина
18 августа 1995 года Снежина и Бугаев представляли зрителям свой новый проект. Именно здесь, на выступлении, по какому-то наитию, певица исполнила две своих незаявленных композиции. Это были песни «Если я умру раньше времени» и «Звезда моя», текст которых оказался пророческим. Иногда исследователи творчества Снежиной упрекают поэтессу в том, что у нее было слишком много грустных, и даже трагических стихов, которыми она «накликала» беду.
Последней и единственной любовью для Татьяны стал ее продюсер Сергей Бугаев. Творческое сотрудничество переросло в сильные чувства. Окружающие говорили о том насколько гармоничной парой они были - два красивых человека, успешная поэтесса, певица и продюсер, переживающий за отечественную эстраду, просто любящие мужчина и женщина.
19 августа 1995 года Бугаев одолжил у друзей микроавтобус «Nissan» и поехал со своими друзьями в Горный Алтай за мёдом и облепиховым маслом. Взял он с собой и Татьяну.
Два дня спустя, 21 августа 1995 года, на обратном пути, на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск микроавтобус «Nissan» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса:
певица Татьяна Снежина, директор МКЦ «Пионер» Сергей Бугаев, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки «Мастервет» Игорь Головин, его супруга, врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик Головин.
Существуют две главные версии катастрофы. Согласно одной из них, «Nissan» пошёл на обгон и из-за правостороннего расположения руля не заметил мчащийся навстречу грузовик (в тот день было заменено одно из проколотых колёс на запаску). Согласно другой версии, сам «МАЗ» неожиданно резко затормозил, и его прицеп занесло на встречную полосу (незадолго до катастрофы прошёл дождь).
Изначально Снежина была похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище, но чуть позднее тело было перезахоронено на Троекуровском кладбище (1-й уч.) в Москве. На Заельцовском кладбище остался только памятник.
Снежину похоронили на Заельцовском кладбище в Новосибирске. Позднее родители решили перезахоронить тело дочери на Троекуровском кладбище в Москве. На Заельцевском кладбище остался памятник. Сергея Бугаева захоронили на Ордынском кладбище в Новосибирской области.
За свою жизнь она написала более 200 песен. Так, известнейшая песня в исполнении Аллы Пугачёвой «Позови меня с собой» принадлежит перу Татьяны, однако спела Алла Борисовна эту песню уже после трагической смерти поэтессы и исполнителя в 1997 году. Это событие послужило отправной точкой написания стихов, посвящённых Татьяне Снежиной. Начиная с 1996 года её песни начинают петь другие звёзды эстрады: // И. Кобзон, К. Орбакайте, Лолита Милявская, Т. Овсиенко, М. Шуфутинский, Лада Дэнс, Л. Лещенко, Н. Трубач, Алиса Мон, Т. Буланова, Е. Кемеровский, Аскер Седой и др. Популярны многочисленные музыкальные композиции на её музыку в танцевальных ритмах направлений хаус и хип-хоп. Её музыка звучит в кинофильмах.
Наибольшую известность артистке принесла композиция «Позови меня с собой», перепетая Пугачевой в 1997 году. В интервью изданию «Семь дней» в 1998 году артистка рассказала о своем восхищении творчеством Снежиной.
«У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы «познакомились» после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, она была бы известным автором, исполнительницей песен и продюсером, - сказала Пугачева.
Всем хорошо известен нашумевший хит, исполненный в 1997 году Аллой Пугачёвой «Позови меня с собой». Песня не бог весть что на мой вкус, но ореол автора стихов Татьяны Снежиной, божественной красавицы, разбившейся в автокатастрофе в 23 года, исполнение этой песни первой звездой эстрады, магия ранней смерти поэтессы и аура славы примадонны сделали своё дело: песня гремела долгие годы, принося немалые дивиденды её автору (вернее, уже наследникам оной) и главной исполнительнице.
Но спустя некоторое время выяснилось, что у этой песни другой автор - некая Ирина Орешко.
Неожиданно для всех она выступила с заявлением, что эту песню написала еще в 1990 году и посвятила своей первой школьной любви Диме Смолякову. Снежину она лично не знала, а вот с ее продюсером Сергеем Бугаевым, вместе с которым та разбилась в аварии, была знакома более чем близко, жила у него в новосибирской квартире довольно продолжительное время.
Он обратил на неё внимание на новосибирском конкурсе молодых исполнителей «Транзит» и привёл к себе. Там Ирина и забыла свою тетрадь со словами и нотами песен, которая - как она уверяет - через Бугаева - и попала впоследствии к Снежиной.
Ирина была довольно взбалмошной и непостоянной девушкой. Вскоре вышла замуж, родила сына, ей было в тот период не до песен. И вдруг спустя несколько лет до неё докатились раскаты славы хита «Позови меня с собой», раскрученного Пугачёвой, в котором она узнала свою песню. Всюду была указана автором «погибшая в автокатастрофе Татьяна Снежина».
Поначалу Ирина решила, что произошла ошибка, недоразумение, которые легко исправить. Ведь она даже посылала свою композицию «Позови меня с собой» на какой-то конкурс, казалось, её авторство установить было нетрудно. Она позвонила в студию и сказала всего одну фразу: «Ребята, Татьяна Снежина погибла в катастрофе, но автор песни жив, это я». Эта фраза стала для неё роковой. Если бы она знала, какая цепь событий за ней последует - наверное, тогда прикусила бы себе язык.
Надо сказать, что на Снежину Ирина не имела зла. «Я даже не уверена, что Снежина сама присвоила авторство „Позови меня с собой“, возможно, она просто решила спеть мою песню, - поясняла она. - А когда Татьяна и Сергей погибли, родственники не разобрались, что эта песня чужая».
Выдвинутая Ириной версия была не такой уж неправдоподобной, какой могла показаться на первый взгляд. Брат Снежиной Вадим Печенкин сам признавал в интервью, что к ее творческому наследию причислили все, что было написано ее рукой, и ошибочно издали под ее именем несколько чужих стихов. В частности, в книгу Татьяны попали тексты песен Ромы Жукова, написанные экс-солисткой группы «Мираж» Светланой Разиной.
- Я подала в суд и предоставила справку из Российского авторского общества, что эти тексты были зарегистрированы мной еще в тысяча девятьсот восемьдесят лохматом году, - рассказывала Разина.
- «А вот у нас есть рукопись Снежиной!» - заявили мне в ответ. И предъявили ничем не заверенную ксерокопию бумажки, на которой аккуратным почерком были переписаны мои стихи.
- Это не рукопись, а урок чистописания! - возмутилась я и достала из сумки листок бумаги с набросками своих новых стихов.
- Вот как выглядит настоящая рукопись! Здесь так все перечеркано, что вы вряд ли сможете что-то разобрать. А на обратной стороне вообще записан текст песни Энрике Иглесиаса. Что же, по-вашему, если я переписала его своей рукой, получается, что я теперь его автор?!«.
Но судья не захотела слушать никакие доводы и отказала в удовлетворении моего иска.
Для никому не известной Ирины Орешко борьба за свое авторство завершилась гораздо более плачевно, чем для экс-солистки «Миража». Выяснилось, что отец Татьяны Снежиной генерал Валерий Печенкин в то время занимал пост замдиректора ФСБ России.
В адрес новосибирской певицы начали поступать предупреждения, что ей лучше отказаться от своих претензий. Но она не унималась, пытаясь отстоять истину. Вскоре убивают мать Ирины, которая вышла из дома в её лыжном костюме. (Они довольно похожи с матерью, можете убедиться по снимку).
Убийцу, конечно, не нашли. Ирина убеждена, что мать убили по ошибке, приняв её за неё.
- Вы связываете два эти события? - усомнился ведущий передачи.
- А Вы бы не связали? - спросила она его.
А через некоторое время на саму Ирину было совершено нападение. Это произошло в узком тёмном коридоре на квартире её знакомой. Орешко схватили за волосы, потащили в кухню, стали наносить удары руками и ногами. Защищаясь, она схватила со стола нож и нанесла одному из нападавших смертельную рану. На суде ей дали 8 лет строгого режима «за умышленное убийство».
- Вы превысили меру необходимой обороны? - с видимым сочувствием спросил мальчик-ведущий.
- Не было никакого превышения. Мне просто не дали выбора - если бы не я - он бы меня убил.
- По всем признакам, мой случай попадал под статью 37 УК «Необходимая оборона», - утверждала Ирина. - Причем, если бы он убил меня, он бы за это не просидел даже дня, так как, согласно прилагавшейся к делу справке, якобы состоял на учете в ПНД (психоневрологическом диспансере). Но я видела его. Какой там ПНД?! Это был накачанный парняга под два метра ростом, с солдатской выправкой и титьками, как у Шварценегера. Судья тоже изначально была настроена против меня, и сама постановка ее вопросов уже предполагала ответы не в мою пользу. Она припаяла мне 105 статью «Умышленное убийство». И дала 8 лет строгого режима. Ее приговор конкретно говорил: «Плевала я на ваш закон!».
- Следствие пыталось представить все так, будто я ворвалась в квартиру с ножом в руках и напала на потерпевшего, - рассказывала Орешко. - Я резонно возражала: «Почему же я тогда не воспользовалась ножом прямо в дверях, а позволила человеку схватить меня за волосы, оттащить в кухню и наносить мне руками и ногами удары по лицу и телу?»
Ко мне приезжал оперативник и вырывал у меня из головы клочки волос с кусочками кожи, чтобы сличить их с фрагментами кожи и волос, оставшимися под ногтями у убитого. Но эта экспертиза в деле почему-то отсутствовала. Было в нем и много других нестыковок.
К сожалению, мне было очень трудно защищаться в одиночку. В течение года у меня был запрет на переписку, я не могла сообщить о себе даже родственникам. Формально мне, конечно, предоставили адвоката. Какая-то тетенька встретилась со мной один раз, когда проводился следственный эксперимент. Больше я ее не видела. На суде присутствовал уже другой адвокат, который предварительно со мной не общался. Он заявил, что я превысила пределы самообороны.
Несмотря на многочисленные попытки обжаловать несправедливое решение суда, Ирина так и не добилась его отмены и загремела в мордовские лагеря. Но самым ужасным для неё было даже не это. Пока она отбывала наказание в колонии строгого режима, ее через суд безо всяких на то оснований лишили родительских прав и отобрали у нее четырёхмесячного сына Диму. Она долго потом искала его по детским домам, пока не выяснилось, что его усыновили американцы. Мальчик никогда не видел своей матери, у него даже не было её фотографии. На протяжении долгого времени Ирина не оставляла попыток разыскать своего потерянного сына. Ездила в новосибирский детский дом, откуда его в 2000 году передали американским усыновителям. Но, к кому она ни обращалась, выяснить что-либо о местонахождении и дальнейшей судьбе Димы ей так и не удалось.
Ирина выжила, хотя потеряла всё: мать, сына, здоровье, честное имя, свои песни.
Отбыв тюремный срок, подурневшая, без зубов, с хриплым голосом и грубоватыми манерами предстала она перед приглашённой на передачу публикой, среди которой я успела заметить Бари Алибасова, бывшего продюсера группы «Ласковый май» А. Разина , композитора А. Журбина и многочисленных коллег и поклонников примадонны. Они с усмешкой поглядывали на певицу, подначивая «спеть» и отпуская шуточки по поводу её неказистой внешности: «А что? Она прекрасно смотрится! Шура отдыхает!»
Ну кто такая бывшая зэчка Орешко против этой мощной и слаженной команды шоу-бизнеса? Она и сама с горечью признала: «Ну конечно, Снежина для них лучше, чем я».
Ирине перекрыли все пути. В студии, куда она посылала свою композицию «Позови меня с собой», заявили, что да, композицию посылала, но ТОЙ песни там не было. Ирина только руками всплеснула от возмущения. Все в студии «Прямого эфира» спаянно стояли горой за авторство прекрасной покойной Снежиной. Публика в зале успокаивала: у Вас всё ещё будет, напишете новые песни! И снисходительно похлопывала в такт её бесхитростным куплетам - но, разумеется, не тем, на которые она уже не имела никаких прав, отсидев, в сущности - давайте уж не будем лукавить - за своё авторство пять лет в лагерях.
Когда Орешко начала говорить, что на форзаце книги Снежиной с ксерокопией стиха, хранящейся в музее, где посетители благоговейно рассматривают почерк великой поэтессы, на самом деле почерк её, и это может подтвердить любая графологическая экспертиза, ведущий посоветовал: «А Вы обратитесь в суд!»
Ирина, при одном слове «суд», видимо, мысленно содрогнувшись, махнула рукой: «Никуда я не пойду! Пусть, кому надо, это делает...»
И тут телевизионная публика закричала в один голос (и в нём уже зазвучали воинственно-наступательные торжествующие нотки):
- А в таком случае Вы не имеете права говорить, что это Ваши песни!
- Как не имею? Когда они мои...
- Потому что Вы обвиняете - бездоказательно - умершего человека! Да разве и Пугачёва могла бы утверждать это, не проверив всё досконально? Да это щепетильнейший в таких вопросах человек...
Я поняла, что Ирина попала в капкан. Пойди она в суд - нет никакого сомнения, что в авторстве ей будет отказано, как отказали Светлане Разиной из группы «Мираж». И найдутся десятки свидетелей её «самозванства» и желания нажиться на плодах труда безвременно погибшей поэтессы. Не пойди она в суд - за публичное утверждение своего авторства её саму могут привлечь за клевету и упечь в лагеря снова. Куда ни кинь - всюду клин.
- Ничего, Вы себе ещё новые песни напишете, - лицемерила массовка. И глумливо переглядывалась и перешучивалась, когда Ирина выводила рулады своим беззубым ртом. Ведущий попытался бросить клич помочь певице сделать новые зубы и тряс каким-то подписным листом, который акулы шоу-безнеса сразу с ухмылкой отклонили: «Шуре вот зубы сделали и он потерял в цене». Много мол чести.