Биографический фильм о шотландском психиатре Рональде Д. Лэнге (1927-1989), который одним из первых стал открыто выступать против методов карательной психиатрии, в частности, электрошока. В 1965 году он создал что-то вроде общины, где душевнобольные люди могли найти приют и где их не пичкали нейролептиками, подавляющими разум и волю, а для терапии применялись нестандартные и экспериментальные методики, включая медитацию и ЛСД.
Невыносимо тяжелое кино про одиночное и бессмысленное противостояние системе, которое начинает по-настоящему цеплять только в последние двадцать минут, когда всё то, что создавалось Лэнгом и вокруг него, начинает неуклонно разваливаться. При этом совершенно очевидно, что без предыдущих восьмидесяти минут было никак не обойтись, что нам и должны были именно так, неторопливо и в подробностях показать, что именно делал и каким был этот человек, чтобы в финале мы поняли его по-настоящему.
«Я всю жизнь разговариваю с теми, на кого наплевать всем остальным» - говорит Рональд Лэнг в фильме. Вполне тянет на предназначение, не так ли? А предназначение, оно такое, ему приходится следовать, даже если коллеги поливают тебя помоями или смеются, даже если ты теряешь семью за семьей, даже если никому нет дела до твоей боли и твоих чувств, даже если всё, что ты делаешь, однажды могут разрушить. Больше того - именно тогда, когда у твоих теорий не остаётся никакого романтического флёра, когда становятся очевидны ошибки, и личные, и профессиональные, предназначение выходит на первый план и становится единственным, что важно.
Р. Д. Лэнг, которого нам показали в этом фильме, всю жизнь пытался, пусть с огромным трудом и иногда странными методами, но отыскать дорогу сквозь мрак, царящий в душах пациентов. Он видел в них прежде всего людей, а не больных и не объект для изучения. Он смотрел на них, он слушал, он пытался понять. Он не боялся вслух говорить о страшных побочных эффектах и отсутствии терапевтического эффекта любимого метода психиатров тех лет - электрошока. Но это его внимание, его сила, его воля растрачивались на душевнобольных людей, на пациентов. Близким не оставалось ничего.
Не знаю, нарочно это было сделано или сказался огромный театральный опыт Теннанта, но ощущение от просмотра этого фильма скорее похоже на ощущение от спектакля, так и кажется, что это снято одной камерой в один дубль. И да, это тот самый байопик, который целиком держится на одной личности и на одном актёре. Дэвид Теннант почти всё время в кадре, камера почти не отворачивается от него, каждая сцена с его участием значима для сюжета и насыщена эмоционально. В фильме много диалогов и монологов Лэнга в полной тишине, много длинных тягучих планов и нестандартных ракурсов сверху или снизу - этакое артхаусное наследие, но оно почти не мешает именно потому, что форма тут не пытается быть важнее содержания, не затмевает его, а лишь подчеркивает, за что отдельное спасибо режиссеру.
Единственный минус фильма, как по мне, что из него может сложиться несколько превратное мнение о Лэнге как об изгое и неудачнике. На самом деле, он был очень популярен в середине 60-х - середине 70-х годов, участвовал в основании Филадельфийской ассоциации (британской благотворительной организации, которая занималась изучением психических расстройств и лечением их нетрадиционными методами), постоянно читал лекции, написал более двадцати книг. Немного жаль, что в фильм попали его проблемы женой, алкоголем и профессиональным сообществом, но почти не попали его едва ли не культовый в определенных кругах статус и его книги. Но что поделать, субъективность - одна из характерных черт авторского кино.
8 из 10.
ЗЫ. Дэвид Теннант опять не похож на себя в других ролях, и снова дело не в причёске, но я уже устала это упоминать. :)