Благие знамения (Good Omens, 2019, мини-сериал, 6 эпизодов)

Dec 30, 2019 15:32

Экранизация одноименного романа Терри Пратчетта и Нила Геймана по сценарию Нила Геймана. Одиннадцать лет назад на Земле появился Антихрист, и силы добра и зла начали готовиться к неизбежному Армагеддону. Двум представителям противоборствующих сил, ангелу Азирафаэлю (Майкл Шин) и демону Кроули (Дэвид Теннант), однако, такая перспектива совершенно не нравится, слишком уж они полюбили за шесть тысячелетий жизнь среди людей и не готовы с ней расстаться. Они договариваются вместе присматривать за Антихристом, чтобы повлиять на него и предотвратить Судный День, но с самого начала события выходят из-под контроля…



Во-первых, это идеальная экранизация, с чем согласны, по-моему, 99% поклонников книги. Но даже если довольных сериалом читателей чуть меньше, это всё равно несомненный успех. И секрет этого успеха не только в том, что книга перенесена на экран практически дословно, хотя такое не часто встретишь. Можно повторить все диалоги и ситуации, но в процессе потерять какие-то очень важные нюансы, настроение, смыслы. Здесь не потеряли ничего критически важного. Вот что значит, когда за дело берется не просто соавтор произведения, но и человек, понимающий в разных видах искусства, умеющий не только писать тексты, но и визуализировать их. Гейману и команде сериала удалось переформатировать «Благие знамения» в иной формат, не потеряв ни фирменного пратчеттовского юмора, ни выразительности, ни многослойности. Все изменения, которые внес Гейман в финале, смотрятся органично и окончательно превращают сериал самостоятельный шедевр.



Во-вторых, идеальное попадание в образы. И даже не то чтобы попадание, возможно, у кого-то сложившийся в голове образ и не совпал с сериальным. Но вот точно так же, как сериал «Благие знамения» имеет право на самостоятельное существование параллельно с книгой «Благие знамения», так и каждый герой внутри этой сериальной конструкции, с ее смыслами и ее эстетикой, смотрится абсолютно естественным и цельным. Гримеры и костюмеры проделали свою работу на ура, но в первую очередь это всё-таки заслуга Нила Геймана и самих актеров. Персонажей в сериале немного, но запоминаешь каждого, каждый вызывает какие-то эмоции. Мой личный любимчик, помимо главных героев - Гавриил (Джон Хэмм), ну что за милейшая и безупречная сволота!

В-третьих, мемы. В сериале настолько много точных жизненных наблюдений и хлестких фраз, что этими фразами разговариваешь еще несколько месяцев, а проделки демона Кроули или вмешательство Азирафаэля долго видишь повсюду в реальной жизни.



В-четвертых, Майкл Шин и Дэвид Теннант, Дэвид Теннант и Майкл Шин. Два актера, которые перевоплощаются до неузнаваемости, которые умеют изображать своих героев с невероятной глубиной, огромной любовью и убийственной самоиронией, что здесь и требовалось. Очень разные, и в то же время в чем-то очень похожие (не зря в бесконечных интервью по «Благим знамениям» часто повторяется мысль, что они никогда не встречались на площадке, потому что вечно пробовались на одни и те же роли). Эти двое обеспечивают не меньше 40% того успеха, который сериал моментально завоевал у публики.

В-пятых, Азирафаэль и демон Кроули, демон Кроули и Азирафаэль. «Они сошлись, волна и пламень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» В сети встречала мнение, что они этик и логик, но нет, я абсолютно не согласна, они оба этики! Гюго-Азирафаэль отвечает в этом дуэте за радости жизни и непрошибаемый оптимизм, а Гамлет-Кроули - за то, чтобы этим двоим никогда не стало скучно. Именно Кроули - движущая сила и вдохновитель их необычного альянса, он втягивает Азирафаэля в авантюры, хоть со святой водой, хоть с Армагеддоном, и он же постоянно приходит ему на выручку и оказывает знаки внимания.



Броманс? О да, причем сделанный абсолютно сознательно, в чем Дэвид Теннант неоднократно признавался в интервью. Впрочем, этот броманс есть и в книге, но в сериале получилось даже лучше - тоньше, почти без откровенных намёков, но зато с каким градусом чувств! И движущая сила этого броманса, главный ответственный за всю двусмысленность и все страсти в этих отношениях, опять-таки, демон Кроули.

С одной стороны, он вроде коварный искуситель и соблазнитель, а с другой - он нуждается в ангеле куда больше, чем тот в нём, и просто в отчаяние приходит при мыслях о расставании не только с этой прекрасной жизнью на земле, но и лично с Азирафаэлем. Взять хотя бы ту сцену в беседке, когда он первый раз предлагает Азирафаэлю улететь вместе на Альфу Центавра! Мне кажется, именно с неё Кроули окончательно завоевал моё сердце, потому что он демонстрирует там такую жгучую смесь привязанности, гордости и страха потери, что смотреть на это больно глазам. Но на самом деле каждая их совместная сцена - шедевр и драматически, и драматургически, каждая выверена до взгляда, до интонации.



В-шестых, Дэвид Теннант в роли демона Кроули. В принципе, достаточно посмотреть, во что превратилась моя жизнь в последние два месяца, :) чтобы понять, какое впечатление на меня произвела игра Теннанта в этом сериале. Только представьте: я была чистым листом, не видела его нигде, вообще ничего про него не слышала. И тут мне предлагают это тощее, длинноногое и стильное нечто, которое прожигает взглядом сквозь линзы и очки, фонтанирует эмоциями каждую секунду своего пребывания на экране, вызывает то смех, то возмущение, то восхищение, сражает наповал своим демонским обаянием и своей искренностью, слушает Queen, гоняет на «Бентли», орёт на растения. Да еще улыбается той самой неуловимой иронической улыбочкой, от которой сердце проваливается в пятки. И как, по-вашему, я могла устоять? У меня не было никакого иммунитета к такому, вообще никакой защиты! Теннант не просто понравился мне в этой роли, он сбил меня с ног и переехал катком, это была любовь если не с первого взгляда, то примерно с конца первой серии.



В-седьмых, песни Queen. Если без этого у меня был крошечный шанс не проникнуться (очень крошечный, но все-таки был), то это был контрольный в голову. Двойной удар энергетикой Дэвида Теннанта и Фредди Меркьюри никаких шансов мне не оставил. Все сцены, когда Кроули действует под песни Queen, я могу пересматривать бесконечно. Саундтрек, впрочем, гениален и помимо Queen, едва ли не впервые я смотрела все титры из-за музыки. Да и в саму историю саундтрек вплетается очень гармонично.

Вердикт - шедевр, который я могла пропустить (до сих пор не по себе от этой мысли), сериал, изменивший жизнь, открывший мне Дэвида Теннанта, сериал, который нужно смотреть обязательно и всем. :) Я правда не представляю, как он может не понравиться.

10 из 10, конечно.

мои рецензии, кадры из фильмов, Майкл Шин, Дэвид Теннант, good omens

Previous post Next post
Up