Вот всегда так: как сессия, так вместо того, чтоб учиться я читаю или смотрю какие-то странные вещи. В этот раз случилась со мной «Школа в Кармартене». Если честно, я не хотела ничего писать: прочитать, поставить отметку «ознакомилась» и забыть. Вот только не забывается чего-то, напротив, захотелось про нее написать.
О чем книга? О валлийской школе, где-то между Хогвартсом и Касталией. Вернее, изящно выпрыгивающей из Хогвартса, который в первый момент все же возникает в сознании читателя хотя бы из-за сочетания «школа + Мерлин», и, как стеснительная башенка Бранвен, пристраивающейся где-то в касталийской тени. О процессе обучения. И только!
Сюжет? В традиционном понимании его вроде и нет. Перед нами нарисован немного сумасшедший мир, представляющий собой ожившую программу 1-2 курсов филфака и нескольких спецкурсов, устроившийся посреди нормальной двадцатипервовечной цивилизации. Мир, дышащий, может и не разреженным касталийским, но определенно чем-то научно-мотивирующим. С иронией как в его описании, так и в основе самого мироустройства. С легким прищуром и филологическим подмигиванием. Здесь нет конфликта как такового: завязки, кульминации, развязки, перипетий, борьбы с «мировым злом», внутренним или внешним (Аристотель, верно, преподает где-то в другом месте). Вернее, там, где появляется возможность конфликта, он разрешается, толком не успев сформироваться. Просто, как трагедии Шекспира (или автор хочет сказать, не-Шекспира), лишенные убийств и сумасшествий, не становятся хуже, так и «Школа в Кармартене» прекрасно существует без этой столь милой и привычной нам «аристотелевщины».
Пока я не хотела ничего писать и добросовестно забывала о прочитанной книге (твердая двойка по искусству забвения профессора Моргана-ап-Керрига), подумала, что на самом деле (это двойка, не менее твердая, по введению в сомнение, которое ведет сам директор Мерлин) книга о пути к себе, пониманию себя и вместе с тем какой-то частички окружающего мира, о небольшом, малозаметном шаге к этому пониманию, который, кажется, делает каждый герой, шагая по дороге между наукой и иронией.