«Спаркхаус», или о том, как люди мучают друг друга на вересковых пустошах

Feb 25, 2013 11:56


Три серии! Мучение длинной в три серии! Несколько вечеров я буквально силой заставляла себя смотреть этот фильм. И дело вовсе не в том, что фильм плохой, просто возникает от него ощущение какой-то чудовищной непреодолимой безысходности. Мерзкое ощущение.
Начиная смотреть фильм, я, если честно, ожидала найти там осовремененный сюжет «Грозового перевала», с теми же типажами и развитием действий, но фабула оказалась вполне самостоятельной, с событиями романа, напрямую не связанная. Хотя и книгу, и фильм вкратце можно описать одинаково: «О том, как люди мучают друг друга на вересковых пустошах».
Так что же их объединяет? Топос, в первую очередь. В отрыве от него нельзя говорить ни о книге, ни о фильме. Не знаю, так ли всех читавших, но первая ассоциация, которую вызывают у меня слова «Грозовой перевал» - именно сочетание «вересковые пустоши». Можно убирать или добавлять героев, менять сюжетные ходы, но для того, чтоб сохранить атмосферу романа, должно быть сохранено это именно это «вересковое пространство».
В фильме оно активно функционирует: чего только стоит один только вид сверху на однообразный, неприветливый пейзаж и затерявшеюся в нем маленькую фигуру человека. Вот только пустоши «Грозового перевала» окрашены в более романтические тона, тогда как от пространства «Спаркхауса» веет скорее какой-то чернухой и безысходностью. Может, виной тому иногда возникающий в фильме город, современный, быстрый, людный, на фоне которого гораздо сильнее ощущается заброшенность и дикость того места, где живут герои.
В этой заброшенности существуют два дома, две семьи, одна из которых очевидно и общеизвестно «неблагополучная», другая, на первый взгляд, «приличная» и «благопристойная», хоть по сути очень мало отличающиеся друг от друга. И любовь между представителями этих двух семей. (Здесь «Грозовой перевал» приподнимает шляпу и слегка кланяется «Ромео и Джульетте»). Любовь абсолютно такая же, как описана у Бронте: с детства и до «после гроба», дикая и неуправляемая, любовь-страсть, любовь-потребность. И любовь несчастная. Интересно, что сам текст романа звучит в фильме дважды, и оба раза относится именно к любовной линии. Но все же, как бы эта тема не педалировалась, для меня фильм оказался «скорее не о любви», как «скорее не о любви» и роман Бронте.
Постоянно держа в голове «Грозовой перевал», я все время искала в фильме «главного злодея». Ожидала, что вот-вот из-за плеча того или иного героя выглянет знакомая фигура Хитклифа. Не нашла. Не нашла Хитклифа, но «корень зла» все же обнаружила. В определенный момент встал передо мной, показался во всей красе Огромный Человеческий Эгоизм. Так вот, «Спаркхаус» - это в первую очередь история об эгоизме. Который руководит поступками всех, или практически всех персонажей (возможно, исключением здесь будет, как не удивительно, главная героиня, более всех напоминающая Хитклифа некоторыми чертами характера, но в определенные моменты, как кажется, способная жить для других). Из эгоизма вырастают все поступки, как дурные, так внешне положительные. Из эгоизма бросают детей с мужем-алкоголиком и уезжают незнамо куда с первым встречным. Из эгоизма же женятся на «падшей женщине», помогая ей подняться и устроить жизнь. Не из милосердия, из эгоизма. Все, что человек делает, делает он только ради себя, чтоб он, именно он, а никто иной чувствовал себя хорошо и спокойно. Любовь здесь - акт эгоизма. И самоубийство - акт эгоизма.
Смотреть или нет? Я не знаю. Для меня это было испытанием.

нетольколитературобредческое

Previous post Next post
Up