Дорогой дневник! Еще вчера я жила нормальной жизнью: ходила в университет, встречалась с друзьями, ездила в метро, не боясь провалиться в трещину между мирами, а сегодня... Сегодня у меня жесточайшая тоска по сказке. Такая, которую все чаще и чаще испытывает погружающееся в рутину человечество.
Я никогда не была в Лондоне. И даже в глаза не видела карту его метро. Но, кажется, я была в подмирье, хоть и не опускалась под землю. Все описанное напомнило мне, как в детстве мы играли в путешественников между мирами. Правила были просты и придумывались по ходу: если ты просто входил в калитку, попадал в свой двор, не более, а вот если ты три раза обходил дерево, стучал по девятой доске забора, а потом пролезал под воротами, место в котором ты оказывался, да, очень напоминало твой двор. Но им не было, потому что находилось в другом мире, где та коряга была вовсе не корягой, а змеей, в этой луже жило морское чудовище, а в том сарае... Этого ты еще не знал, но когда добирался до сарая, обязательно придумывал. И так здорово было делать привычное место немного страшней и гораздо интересней.
Гейман предлагает читателю сыграть в подобную игру, только уже в масштабах целого Лондона. Здесь воплощается детское желание взрослого человека вдруг обнаружить сказку рядом с собой: на расстоянии вытянутой руки, а точнее у себя под ногами: на станциях метро, в подвалах и канализационных шахтах. Здесь, чтоб добраться до нужного места необходимо, как в той детской игре, сесть именно в этот вагон поезда, пройти именно по этому мосту, повернуться десять раз против часовой стрелки. В противном случае... Впрочем, вам лучше этого не знать.
Здесь господствует детское, изначальное восприятие слов, имена отражают суть, а любое слово может оказаться именем собственным: если место называется «Энджел», там обязательно должен жить ангел, если говорят: «Осторожно Зазор», Зазор - это непременно страшное чудовище, иначе чего его бояться.
А еще здесь можно «переиграть»: исправить ошибку, изменить свой выбор, ожить, если ты умер, стать героем, если ты предал, вернуться, если ушел навсегда.
Читать в метро или на крыше с голубями.