Сакариас Топелиус "Зимняя сказка"

Dec 29, 2013 20:56

Удивительно, но скандинавские холода отлично сохраняют мифы. В эпосах, в сказках: народных и авторских. Такое ощущение, что где-то в лесах Швеции или Финляндии действительно прячутся тролли, эльфы и великаны. Или жили совсем недавно. Так и в сказках Топелиуса чувствуется этот живой миф (автор, как выяснилось, помимо написания сказок занимался финской историей и фольклором). Миф этот сознательно «перемещен в детскую», обработан, причесан, сделан не таким страшным, скорее милым. Но все это выполнено очень аккуратно, так, что мифологическая традиция органично вписывается в текст, предназначенный специально для детей.


Одной из главной функцией детской литературы, как известно, является то, что она помогает ребенку освоить окружающий мир, понять, осознать его как целое и отдельные явления, из которых он состоит, найти в нем свое место и научиться с этим миром взаимодействовать. Эту функцию книга выполняет прекрасно. При этом освоение мира происходит (должно было произойти у меня, если б я открыла книгу в возрасте целевой аудитории) на трех уровнях.

Во-первых, в сказках присутствует традиционная и неизбежная для хорошей детской литературы мораль: надо быть добрым, умным смелым и тогда все получится и ничего не будет страшно.

Во-вторых, в этих сказках очень сильно эстетическое восприятие окружающего мира. Природного, прежде всего. Все чудеса растворены в природе. При этом чудесными представляются не только, обитающие в лесах, морях и на вершинах гор эльфы, великаны и морские владыки, но и зазеленевший и расцветший куст или солнечный луч. Последний проходит, вернее, выпущенным из зеркала зайчиком пробегает через многие сказки Топелиуса, становится одним из их лейтмотивов, той самой главной и самой важной силой, что приносит в мир красоту и доброту, способна улучшить настроение и разогнать все страшное (нет-нет, совсем не страшное, разве что совсем чуть-чуть), что скрывается в темноте зимы. Топелиусовские великаны и колдуны неизменно связываются с зимой и пытаются украсть и спрятать солнце, прямо как хтонические змеи, волки и немного крокодилы, стремящиеся им пообедать.

И, в-третьих, в сказках присутствует ненавязчивый образовательный компонент. Помните, был цикл мультфильмов «Гора самоцветов»? Там перед каждой сказкой рассказывали о народе России или СНГ, которому эта сказка принадлежит. Топелиус немного его напоминает. Здесь также сказку может предварять (а иногда и идти с ней параллельно) небольшой «урок географии», рассказ о быте жителей Лапландии или упражнение по арифметике в простой занятной и понятной для ребенка форме, с приглашением к дальнейшему «исследованию» (Ты хочешь знать, где находится это море? Отыщи его на карте, потом мне расскажешь).

А еще даже в моем электронном варианте оказались потрясающие иллюстрации Вийве Ноор.





литературобредческое, детство

Previous post Next post
Up