Внезапно рецензия на "Мумию"

Jan 13, 2014 23:14


Древнеегипетская культура привлекает внимание зрителей, читателей, творцов уже несколько веков. Ведь странно, я могу насчитать приличное количество текстов, посвященных Египту и практически ни одного какой-нибудь Шумерской или Вавилонской цивилизации (даешь блокбастер «Проклятье царя Хаммурапи»!).
Культура достаточно экзотическая, но при этом довольно близкая и достаточно понятная европейскому сознанию (или же переработанная культурой до той степени, чтобы быть понятной), оставившая огромное количество памятников, но сохранившая огромное количество загадок и белых пятен, позволяющих развернуться фантазии. Культура, уделяющая максимальное внимание смерти, мертвым и посмертию. Культура, при упоминании о которой возникает вполне себе «антуражная картинка»: полуразрушенные мегалиты: гробницы, храмы, дворцы, города, огромные статуи, стоящие посреди пустыни. Культура, вокруг которой родилась своя мифология через тысячи лет после того, как она перестала существовать.

Достаточно для того, что бы «египетский миф» спустился в массы и заработал в текстах, рассчитанных на самую широкую аудиторию. «Мумия» - ярчайший тому пример. Здесь и пустыня с затерянным городом, и тема жизни после смерти, и достаточно ясный и точный рассказ о процессе мумификации (даже соответствующий тому, что я читала), а еще атмосфера Каира начала ХХ века, наполненного авантюристами, мечтателями, искателями золота и приключений. Последней неожиданно для меня оказалось уделено довольно много внимания.

Если же обойти антураж и направиться к сути сюжета получится стандартный для любого «приключения» набор: «вызволить девицу из беды, убить злодея и спасти мир». Прямо классическая волшебная сказка, только без Яги и чудесного помощника (или бедуин с большой стреляющей штуковиной считается?), зато с почти-смертью главного героя в начале и нарушением запрета в конце завязки: запрета, который для того и создан, чтобы быть нарушенным (главный вопрос: зачем оставлять и тщательно сохранять ключ от того, что не должно никогда открыться). А дальше - пошла плясать губерния. Тут вам и погони на верблюдах, и полеты на самолетах, перестрелки и драки врукопашную, стены из песка, ряды марширующих мумий, полчища скарабеев и многое другое. Смотри не хочу.

Одна проблема. Я неподходящий зритель для подобных фильмов. Мне б что-нибудь позанудней и чтобы много разговоров. А драки и погони нагоняют скуку. За время фильма я успела просмотреть в потолок, почитать ленту новостей, поразмышлять о древнеегипетской культуре и о Проппе, написать половину рецензии. Для меня это фильм из разряда тех, что могут идти фоном, заполнять тишину эфира, но не приковывающий к экрану от начала и до конца.

Оценки две.

Объективная: 9 из 10. Достаточно логичный (даже почти не вызывающий желания спорить и кричать: «все было не так!», «возьмите и почитайте уже Книгу мертвых!» и «Причем тут библейское предание?») крепкий и цельный приключенческий фильм со всеми свойственными ему элементами.

Субъективная: 6 из 10. Потому что не мое.

нетольколитературобредческое

Previous post Next post
Up