ВНИМАНИЕ! Этот текст отличается особой степенью невменяемости. И не говорите, что не предупреждали!
Нарастающее сумасшествие сопровождается учащением пульса. Или нет, учащением записей в дневнике. Хотя желание делать вышеназванные записи непосредственно связано с учащением вышеназванного пульса. Вот только не понятно, что в данном случае причина, а что следствие.
Видимо, и то и другое - следствия, симптомы, проявления какого-то внутреннего фактора, условно называемого сумасшествием или душевной болезнью. (Вот он философский спор, что страдает больше, ум или душа, что определяет сущность человека и, соответственно, что нужно лечить).
Ну ладно, доктор, историю болезни мы поняли, да и не очень-то она оригинальна, давайте к делу.
- Пациент, на что жалуетесь?
- А жалуемся мы на Фаулза. Да, именно на Фаулза, именно о нем и хочу говорить. Зависть, недоумение, непонимание - нужное подчеркнуть, вспомнить, о чем я, побиться головой об стенку, отпустить в свободный полет. (Именно в полет, а не в плаванье, вода нам нужна чистая, а воздух и так засорен всякой дрянью: одной больше, одной меньше. А там, глядишь, кто-нибудь ненароком вдохнет и понравится). Так вот, все это не является предметом нашего сегодняшнего сеанса.
Самое интересное, что ничего этого писать не собиралась. Поток сознания - величайшее открытие человечества. Только скажи мне, дорогое (без всякого преувеличения) и особо ценное мое сознание, откуда ты берешь всю эту ересь? Ты ее само продуцируешь? Боюсь, в этом случае здесь большая доля моей вины и ответственность тоже брать мне. (А есть ли автор?) Или же берешь из воздуха то, что кто-то отпустил полетать. Вот только берешь, похоже, совершенно неразборчиво.
Люди, изобретите кто-нибудь респиратор против идиотских мыслей. Или просто против мыслей. Хотя такие ментальные мазохисты, как я все равно не будут им пользоваться.
Да, я исповедую шендианство, не могу просто и сразу сказать, что планирую, постоянно отступаю, ухожу в сторону и так далее мыслию по древу - по баобабу.
Что, мой невидимый читатель, нам не нужен второй Стерн? Так ты не понял. Я вовсе не предлагаю вам Стерна. Я предлагаю Шенди, должны же быть и у него последователи. И я ведь отнюдь не утомляю уважаемого читателя рассказом о моих реальных домочадцах, а лишь о домочадцах и завсегдатаях моего мозга. Как тут не вспомнить выражение «не все дома». Конечно, не все. Некоторые на бумаге.
И пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить моего Невидимого читателя за терпение и снисходительность.
Собственно на этом можно было закончить. Но все-таки...
Все началось с того, что когда я прочитала «Коллекционера» и мне стало очень плохо (сейчас уже не так сильно, вернее совсем даже не). Может зря я качу бочку (заодно и кроша батон) на Фрая, а это сейчас у меня такая реакция на всю литературу, о чем бы она ни говорила, какая-нибудь степень библиолизма или библиомании. Перечитала, одним словом. Хотя были же тексты, ничего не вызвавшие. А может дело в букве Ф - она вообще такая, есть еще Фауст и Фолкнер.
И все-таки. О Фаулзе.
Понятно, что «Буря», и что семантический или семиологический лабиринт, где план выражения остается неизменным, а план содержания меняется в зависимости от контекста-интертекста и того ключа-языка, который предлагает этот контекст.
Два героя, которых одновременно и понимаешь, и ненавидишь, и сочувствуешь им, и не приемлешь их действия и мысли. Мысли в первую очередь, действия только в конце. Не могла в конце ни понять, ни принять, ни посочувствовать Калибану-Фердинанду. Убийство жестоко, аморально, но не позорно. Бездействие и трусость - позорны.
Ха! Вот вам и доказательство следующего тезиса. Фраза будто из дневника Миранды. Сняла шляпу и низко поклонилась мастерству мистера Фаулза (а также его переводчика), когда нашла у Миранды отрывки, очень напоминающие то, что пишу я, по стилю и по сути. Сорокалетний мужчина, учитель каких-то там языков пишет как двадцатилетняя девушка, пусть и с определенным образованием, культурным кругозором, относящаяся к несуществующей в Англии интеллигенции, «прямо фу-ты, ну-ты». Нет? Но откуда такое совпадение?
Вот именно за это я ее поначалу и возненавидела. Увидела, как глупо звучат мои слова. И пересказ чужих мыслей, жизнь чужими идеями и ценностями. И вся ее необычность оказывается не ее собственная, приносная, заимствованная. Как в ее картинах просвечивают картины других художников, так и в ней самой просвечивает ЧВ, его мысли. Эпигонство, ментальное и духовное. Вот дальше, похоже, эпигонство прекращается. Стать собой ценой жизни. Не велика ли цена? А может, это единственно возможная плата?
Но как бы то ни было, Миранда пишет, что хочет понять Калибана, но вместе с тем понимает и себя, формирует собственные мысли, собственную систему ценностей. Может, лишившись одной свободы, получает другую. Наслаждаться небом и солнцем тоже особое умение, которым далеко не все способны овладеть.
Но все это не значит, что непременно нужно быть похищенным и заточенным в подвал. Да и где найти такого извращенца, который это сделает. Все это ровным счетом ничего не значит. Всего лишь очень приятное путешествие по мастерски выстроенному зданию букв, слов, знаков и образов, которое почему-то вызвало сильные эмоции.
Кто дочитал - молодец. Спасибо за внимание!