В надежде найти интересный театр ближе, чем в 6 часах пути, сходила вчера на «Преступление и наказание» местного театра «Волхонка». Не хотелось комедии, хотелось катарсиса - вот и решила, чтоб наверняка. Катарсиса не получилось. Получился… ликбез, наверное. Хотя это первый за последнее время местный спектакль, когда мне не хотелось писать письма режиссеру с вопросами «а зачем все это?» и (фу, какой нехороший вопрос) «что хотел сказать автор?» Правда, с другими вопросами мне тоже не хотелось писать письмо (режиссеру, мирозданию, самой себе).
Поняла, что выделяю для себя тип спектаклей «я бы водила сюда школьников». Первый раз эта формулировка посетила меня во время новосибирского «Евгения Онегина»: несмотря на перенос событий в современность, 18+ и истерику Татьяны, там была настолько традиционная трактовка, образы как из учебника, только простым, понятным, близким нам сегодняшним сценическим языком. Сейчас посетила примерно такая же мысль, здесь нет никаких причин для возрастных ограничений, нет и особо рьяного вторжения современности (действие скорее вневременное), есть то же ощущение абсолютно хрестоматийного содержания: именно об этом мы говорили на уроках литературы, именно на эти мотивы и эпизоды обращали внимание, мало того, найденные рецензии почти дословно пересказали мои лекции за 10 класс.
И выражено все так, что не понять что-то практически невозможно. Нужно вам, например, показать параллель лошади из сна главного героя со старухой-процентщицей, так вот, сморите: на месте этой лошади та самая старуха и стоит. Нужно отразить рефлексию, внутренний конфликт, расколотость, простите за тавтологию, Раскольникова, пусть будет не один Раскольников, а три: человек, бес и ангел. Хороший способ показать внутренний диа- и полилог - вывести их в диа-полилоги внешние, участники которых то спорят друг с другом, то хором твердят одно и то же.
- Уж не считаете ли Вы себя Наполеоном? - спрашивает Порфирий Петрович.
- Не считаю, - отвечает Раскольников материальный.
- Считаю, считаю… - эхом откликаются раскольниковы метафизические.
Нужно отдать должное режиссеру, уложить спектакль в 2 часа и сохранить при этом целостность, чтоб не было незаконченных линий, чтоб ничего не провисало - очень сложно, но получилось практически идеально. Я нашла одну фактическую нестыковку (но это лишь от природного занудства) и не хватило развития истории Лазаря (зачитать зачитали, а дальше не сыграл). И даже совсем, казалось бы, со сценой несовместимое достоевское многословие воспринимается нормально (я спросила у нечитавших: да, воспринимается).
По сути одно но. Все это «от и для башки», как говорила моя чудесная учительница литературы, лекции которой я тут активно вспоминала. Эмоционально - ноль, по крайней мере, в моем случае. Я препарировала и анализировала, а хотелось бы сочувствовать и сопереживать.
Мне кажется или пора вводить тег «осторожно, снобизм»?