Нагиб Махфуз. Торжество возвышенного

Jun 01, 2014 18:09

Литература XX-XXI веков, как известно, что есть сил, пытается избежать линейности, из-за чего в ней то и дело возникают различные тексты-мозаики, классики, лабиринты, сады расходящихся троп. «Торжество возвышенного» прекрасно вписывается в эту тенденцию (или уже традицию?).
Перед нами роман-многогранник. Или, лучше сказать, тетраэдр, поскольку полноценных граней в нем четыре по количеству глав и героев, которым дается слово. Четыре точки зрения на один и тот же сюжет, четыре интерпретации. Система четырех зеркал, расположенных вокруг одного и того же объекта, в каждом из которых он отражается по-своему. И ни в одном зеркале мы не увидим истины, единственной, бесспорной, объективной. Не услышим ее в речи ни одного из героев. У каждого из них своя правда и свои заблуждения. Каждого можно понять и каждому хочется верить. Ровно до тех пор, пока не заговорит следующий герой. С первыми его словами все в корне меняется: правые перестают быть таковыми, а вызывающие неприятие и осуждение персонажи оправдываются. Здесь нет единой неоспоримой оценки: события и люди так же объемны и многогранны, как объемен и многогранен сам текст романа, только в этом случае граней гораздо больше.

Есть еще пятое зеркало - зеркало искусства, пьесы, написанной одним из героев. Оно не дано нам непосредственно, только в отражении других зеркал. Это зеркало устроено сложнее всех. Это не то зеркало искусства, каким оно представлялось классическому реализму. Оно не способно, не исказив, отразить действительность, автора, зрителя. Но  видится в нем своя правда, особая, эстетическая.

Создающаяся и существующая по своим собственным законам эта эстетическая правда, эстетическая реальность настолько напоминает нам ту действительность, в которой мы живем, что очень легко перепутать (неслучайно, из всех видов искусства Махфуз выбирает величайшую иллюзию - театр). Она настолько сильна и совершенна, что перепутать хочется. Хочется поменять их местами, начать действовать в соответствии с реальностью искусства, воплотить театр в жизнь.

"Торжество возвышенного" - книга не из тех, что читают ради перипетий и необычных сюжетных поворотов, скорее ради той самой объемности и нелинейности. Вряд ли она вызовет сильные эмоции и переживания. Типично трагический сюжет подан через призму рациональности и воспринимается исключительно разумом, анализирующим, сопоставляющим различные интерпретации и пытающимся на создать на их основе... Истину? Нет, еще одну интерпретацию.

UPD. Текст немного дополнен. Нет предела совершенству.

литературобредческое

Previous post Next post
Up