Неожиданно для себя толканулась.
Мой мозг пришел в Средиземье, к попытке понять его мироустройство, историю, географию, языки, их развитие и языковые контакты. А интересно, в науке же часто применяется такое, когда изучая искусственно сконструированную модель какого-нибудь объекта мы можем понять сам объект. А здесь перед нами такая же модель, конструкт мира, может быть, изучив и поняв Арду, можно понять наш мир. Конечно же, нет. Я, как обычно, напреувеличивала и напреукрашивала. Мы можем понять особенности эпоса и эпического сознания, а дальше не знаю. Но чем только черт (Мелькор или Саурон) не шутит, и о чем только Эру не спел.
И еще поняла, что такое эльфийство. Это не просто абстрактная красота, не просто «светлая печаль» (а Пушкин-то у нас, однако, эльф). Эльфийство насквозь эсхатологично, связано с постоянным ощущением старения, увядания мира. А стареющий мир - это очень страшно, если остановиться, присмотреться, задуматься. Он все темнее и тяжелее, воздух все более густой и спертый. (Касталия со своим разреженным воздухом особняком, а может, это просто жилище эльфов, полуэльфов, потерянный Нуменор - оплот мудрости).
И в человеке сочетаются эльфийское и человеческое, статика и динамика. Эльфийское «я стабилен, неизменен, стою и смотрю на меняющийся мир», смерти нет, мы про нее не знаем, не думаем, «пока я здесь и я стабилен смерти не будет». Вообще эльфийское восприятие антропоцентрично (ну, или эльфоцентрично), в центре «я»: человек или эльф, творение Эру, в общем, или Божье. И вокруг него движется мир. В разные стороны. Эльфы предназначены для существования в циклическом мире, в циклическом времени, по бесконечному кругу. Но мир не только цикличен. Может быть, таким должен был быть идеальный неискаженный мир. Но как бы то ни было, круг подтолкнули, и он полетел по линии, не теряя при этом своей цикличности, полетел к какому-то итогу, концу, неизвестности. Все набирая и набирая скорость. Все больше и больше меняясь.
И, напротив, человеческое странничество. Человек создан для линейного мира, человек всегда в динамике. С человеческой точки зрения, мир относительно стабилен, но подвижен человек: в пространстве и во времени - в хронотоне, то есть. (Вот она, напрашивающаяся наивная этимология: хронотоп от топать. Топает человек по хронотопу). Человеческое ощущение себя вечным странником, который идет непонятно куда и непонятно зачем, который везде как дома и нигде нет Дома настоящего. «Мы все труворы и скитальцы на Твоей земле...».
Путь ради самого пути, путь как ценность и самоцель. И, может быть, путь как Путь поиска и познания истины, Бога. «Я узнаю его по улыбке у глаз и обветренной коже».
Вот только не можем же мы ходить по кругу, у дороги должно быть начало и должен быть конец. И когда «пройдем насквозь огромный мир», куда мы выйдем?