Подглядела у
lana_ustinov еще один флешмоб. Не смогла удержаться - давно хотела о чем-то подобном рассказать, а тут стимул. Как
lana_ustinov писала в основном о детско-юношеском читательском опыте, так и у меня получился скорее рассказ о «несовершеннолетнем» чтении.
1. Лет до 9 читать не любила. Вот прямо совсем. Не понимала, в чем радость этого дела, а потом вдруг распробовала. И понеслось…
2. А еще постоянно получала тройки за чтение на скорость. Кажется, была второй с конца по количеству слов в минуту. Впрочем, и сейчас читаю очень медленно. Непозволительная роскошь для филолога.
3. Зато классу к 7-8 я так полюбила читать, что начала делать это на уроках музыки, когда все пели. Долгое время у меня получалось незаметно. Но как-то раз я, видимо, совсем уж невпопад открывала рот, и меня «спалили», забрали книжку и дневник. А читала я тогда «Графиню де Монсоро».
4. Не испытываю абсолютно никакого пиетета к бумажным книгам. Конечно, когда не было альтернатив, читала их, но (о, ужас книгофетишиста!) рисовала на полях, активно делала пометки, загибала края страниц, приклеивала стикеры. С 10 класса и почти до окончания университета читала с монитора и все время удивлялась, почему люди, имея компьютер, отказываются читать книгу только из-за того, что ее нет на бумаге. Сравнительно недавно у меня появились сначала старый КПК, а потом нормальная современная читалка - стало гораздо удобнее, но иногда мне кажется, что концентрация во время чтения с компьютера была лучше.
5. Как-то в университете получила задание написать эссе про любимую книгу детства. Очень долго выбирала, в итоге остановилась на «Мифах Древней Греции» в переложении Куна. Я читала их где-то в период с 8 до 10 лет, практически без перерыва, знала наизусть всех богов, героев и нимф и с неизменно «болела» за троянцев в знаменитой войне.
6. Очень часто тот или иной этап жизни я определяю через книги, которые тогда читала. Так, 8-10 лет, как только что написала, стали периодом греческой мифологии. 12 - Александра Беляева, 13-14 - Дюма (за исключением «Трех мушкетеров», их я прочитала в 11), 15-16 - Ремарка.
7. Период Ремарка был самым деятельным. Я не только его читала, но и активно пропагандировала среди школьных подружек. Я читала, а на следующий день пересказывала, читала и пересказывала. И, видимо, пересказывала настолько вдохновенно, что после того, как книгу прочитывала я, она еще долго гуляла среди подружек. Вот только для одних он так и остался единственным прочитанным автором, а другие перешли на «Сумерки», «50 оттенков». Так что в пропаганду чтения при помощи Ремарка я не верю.
Моим первым Ремарком был «Черный обелиск», последним - прочитанная сравнительно недавно «
Триумфальная арка». Но сердце все равно принадлежит «Теням в раю» и лично Гарри Кану.
8. Вне периода почему-то оказались «Два капитана». Мне очень нравилось, я читала и перечитывала. Но вот почему-то не помню когда, и какие события моего детства эта книга сопровождала. Зато знаю, как она отзывается сейчас. Очень большой процент тех, с кем я езжу в экспедицию, среди любимых детско-подростковых книг называют эту. Больше ни в чем не совпадаем - только в «Двух капитанах», мне кажется, показательно. Так что, в том, что я не могу провести отпуск в каком-нибудь маленьком европейском городе, на море или куда там еще ездят нормальные люди, а вместо этого ежегодно таскаюсь по деревням, отчасти виноват Каверин.
9. А еще я отношусь к поколению «Гарри Поттера». По понятным причинам он тоже вне периода. Первые три книги я прочитала, кажется, в 12. Следующие две - по мере выхода. А вот в 16 у меня случился острый приступ литературного снобизма (только классика! Все остальное недостойно моего внимания). Поэтому 6 и 7 части я уже читала в университете, параллельно со всякими литературоведческими исследованиями. Обнаружила там Проппа, Аристотеля и Достоевского.
10. Несмотря на все перечисленное, считаю, что читать научилась в 19 лет, где-то в промежутке между «Русланом и Людмилой» и гетовским «Фаустом». Просто внезапно поняла, что мое восприятие текста качественно отличается от того, что было раньше. Но это совсем другая история, тянущая еще на десяток фактов.