В свете свалившейся на меня кучи провоцирующих текстов углубилась в воспоминания о своем детстве, поняла, что готова написать эссе вроде «Детские игры и фантазии в контексте мифологического мышления». Боюсь только, что получится очень наукообразно, «что-то очень уж мудрёно и не очень актуально». Но как бы то ни было, попробую.
Детство в основном дошкольное. Как мне кажется, в школьный период оставались только какие-то рудименты того мифологического мировосприятия, которое было раньше, уже не такие живые и, наверное, не такие самобытные, возникшие из воздуха, а не из телевизора. Очень яркая демонстрация того, как наука убивает, вытесняет миф :). Или изучает, как сейчас. Только скорее я пишу это не потому, что хочу изучить, расчленить, не дай Бог, а потому, что хочу сохранить хоть частичку уходящего.
Преследует меня мысль о том, что настоящая красота только тогда красотой является, когда она бренна, недолговечна. Красота становится красотой перед лицом смерти, исчезновения. И возникает вопрос, нельзя ли как-нибудь ее сохранить. Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Как остановить мгновенье? Как сохранить то, что бренно? Навсегда? На время? Ведь мир лишился уже стольких вещей. Ужасное искусство - театр. Ужасное своей сиюминутностью, невозможностью сохранить все, что в этой сиюминутности заложено. Нельзя сохранить, нельзя повторить все полностью, в точности, и ни один зритель не сможет впитать все и унести с собой. А зритель еще и смертен и с его уходом уйдет (по крайней мере, из этого мира) и та частичка, которую он унес в себе. Может, современное общество предпочитает кино еще и потому, что кино не ставит таких онтологических вопросов. Оно сохраняет сразу же, a priori. Оно может повторить все то, что несет в себе, целиком, полностью. То, что несет кино само по себе, а не то, что вынес реципиент, ибо сознания все-таки встречаются и эти встречи уникальны.
И самое главное, что нельзя не повторить, не сохранить, это человек с его мыслями и чувствами, с его внутренним миром в данный конкретный момент времени. Попыткой сохранить, похоже, является и этот дневник, как и другие дневники, еще тексты, картины, пьесы. Но все-таки сохраняют они не полностью. Как сохранить невыразимое?
Не полностью можно сохранить и театр, можно записать на видео, будет что-то не то, что-то непременно пропадет, но ведь что-то и останется.
А я попытаюсь сохранить мое детство, сохранить те осколки, которые еще разбросанные лежат в моей памяти. А мифологический код, мифологическое осмысление - это всего лишь тот способ, которым я сегодняшняя могу смотреть на себя тогдашнюю. Особенность мифологического сознания в том, что оно никогда не осознает себя как мифологическое. Тогда я, конечно, ни о чем таком не думала, просто интуитивно сочиняла, придумывала, как мне хотелось. А сегодня мой мифологический подход скорее как ракурс, угол съемки спектакля. Впрочем, такой ракурс кажется интересным.
А, может, я пишу это для того, чтоб оставить здесь, положить на полочку, закрыть на замок и пойти дальше. Пусть сохраняется, но не мешает. Странное желание одновременно сохранить прошлое и освободиться от него. Не знаю, что получится, если допишу, увижу.
Странно написала только целеустановку, чего делать не хотела. И не слова по делу. Но продолжение, наверное, будет.