Оригинал взят у
mutter_nacht в
Людмирская Дева Это была девушка, которая хотела жить как мужчина.
Она изучала Тору, носила тфилн, надевала талес.
Она стала раввином, и у нее был свой хасидский двор.
Она закрывала лицо покрывалом и проповедовала Тору.
(Исаак Башевис Зингер, "Шоша")
В честь 8 марта хочу рассказать историю одной женщины, которая не имеет никакого отношения к борьбе суфражисток, но думаю, это не делает ее менее интересной.
Хане-Рохл Вербермахер, известная также как Людмирская Дева (идиш: Ludmirer Moyd), - первая и единственная женщина-
ребе в истории хасидского движения.
О ее жизни известно не так много. Сама Хане-Рохл не оставила после себя никаких записей, а другие источники рассказывают больше легенд, чем фактов. Кстати, о жизни Хане-Рухл написано 4 романа и 2 пьесы, кроме того, история ее жизни в определенной мере находит отражение в знаменитой пьесе Семена Ан-ского "Диббук" и в романе "Шоша" обладателя Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера (насчет последнего, мне не очевидно, где там аллюзии на Хане-Рохл, кроме процитированного выше отрывка, но за что купил, за то и продаю).
Хане-Рохл родилась в хасидской семье примерно в 1806 году во Владимире-Волынском (Людмир). Ее мать умерла рано. Ее отец, состоятельный бизнесмен, преданный последователь
Чернобыльского Магида, позаботился о том, чтобы дочь получила хорошее образование, включавшее изучение Торы.
В возрасте 12 лет Хане-Рохл была обручена. Легенда гласит, что следуя еврейской традиции, Хане-Рохл отправилась на кладбище, чтобы пригласить на свадьбу свою мать. На кладбище она упала в обморок и пришла в себя другим человеком. Согласно мистической версии, в девушку вселился
диббук, и она начала цитировать наизусть большие отрывки Торы и других еврейских книг, которые она даже не читала. Не-мистическая версия говорит, что после происшествия на кладбище Хане-Рохл отменила помолвку и посвятила все свое время изучению Торы и молитвам.
Когда Хане-Рохл было 19, умер ее отец, и она получила большое наследство. На эти деньги она открыла бет-мидраш (место изучения Торы и в особенности Мишны, Талмуда и послеталмудической раввинистической литературы) и стала ребе: у нее был свой
двор, она регулярно собирала
тиш, проповедовала и толковала религиозные тексты, давала благословения, надевала
талес и
тфилин (традиция предписывает это только мужчинам), то есть делала все то, что обычно делает хасидский ребе. У Людмирской Девы было много последователей, среди которых были как женщины, так и мужчины.
Хане-Рохл шла только против еврейской традиции, но никогда не нарушала галахические законы. Мужчины и женщины на ее собраниях сидели раздельно (если она проповедовала в синагоге, мужчины сидели на галерее, а женщины внизу), она никогда не оставалась с мужчиной наедине, соблюдала законы скромности, покрывала лицо. Единственное, в чем ее можно было обвинить: она отказывалась выходить замуж.
Есть рассказы о том, как во время праздника
Симхат-Тора Хане-Рохл выгоняла из синагоги мужчин и чествовала свиток Торы вместе с женщинами.
Несмотря на то, что Хане-Рохл не нарушала еврейские законы, ее деятельность вызывала негодование и отторжение у многих хасидских лидеров. Несомненно, одна из причин этого в том, что хасиды не могли смириться с тем, что женщина вообразила себя равной мужчинам. Кроме этого, Хане-Рохл "раскачивала лодку" еще и тем, что не просила никаких членских взносов за присоединение к своему двору (как это делали все остальные ребе), из-за чего большинство ее последователей составляли представители рабочего класса и бедноты.
В конце концов противники Людмирской Девы, возглавляемые Чернобыльским Ребе, все же надавили на вопрос замужества. Легенда гласит, что дебаты между ней и Чернобыльским Ребе длились три дня, после чего Хане-Рохл дала свое согласие на замужество. На роль своего мужа Хане-Рохл, которой тогда было около 30 лет, выбрала габбая своей синагоги (это ответственный за организационные и финансовые вопросы).
Замужество Хане-Рохл продлилось около суток, по прошествии которых она потребовала развод. Одни источники говорят, что причина была в том, что муж был слишком напуган и подавлен величием и святостью Людмирской Девы, поэтому не смог довести первую брачную ночь до логического конца. Другие говорят, что Хане-Рохл никогда и не собиралась вести замужнюю жизнь и согласилась на свадьбу, только чтобы общественность от нее отвязалась. Есть также версия, что Хане-Рохл даже не попросила
гет, а предпочла остаться агуной (брошенной женой), чтобы таким образом оградить себя от дальнейших замужеств.
После развода Хане-Рохл прекратила скою деятельность в качестве ребе, и о ее жизни в последующие несколько десятков лет ничего не известно.
Около 1859 года Людмирская Дева покинула Украину и поселилась в Иерусалиме, где снова стала ребе, но на этот раз она учила в основном женщин. Говорят, что даже арабские женщины приходили к ней за благословением. Этим она и занималась до своей смерти в 1888 году.
Как подметил Натаниэль Дойч, автор биографии Хане-Рохл, в еврейской истории есть достаточно много заметных женских фигур, но все эти женщины либо замужем за духовными лидерами, либо состоят с ними в родстве. В этом смысле Людмирская Дева уникальна.
Источники:
WikiYIVOЛекция Генри Абрамсона (Картинка для привлечения внимания из фильма "Диббук")