Изабелла Яковлевна Кремер (более известна как Иза Кремер)-певица, артистка оперы и оперетты.
Click to view
Иза Кремер родилась в Бельцах (Бессарабия/Республика Молдова) в семье Якова Кремера и Анны Розенблит. У Изабеллы с ранних лет проявились музыкальные способности. Первую песню на идиш услышала в колыбели из уст своей матери. Когда ей было пять, увлеклась еврейской свадебной музыкой, а в юности писала стихи о нищете своего народа. Тридцать лет спустя Иза Кремер станет первой певицей, которая начала петь на идиш со сцены.
Несмотря на семейные трудности, родители всё вкладывают в музыкальное развитие дочери. С 1912 года она в течение двух лет в Милане учится пению у известного педагога Луиджи Ронци, выступает в небольших театрах, затем возвращается на родину. Её приглашают в Одессу, где она дебютирует в опере Пуччини «Богема».
Она с успехом выступает на оперной сцене (Одесская опера, антерприза М.Ф. Багрова), но ее влечет что-то иное: вскоре она переходит в оперетту, где сразу завоевывает колоссальное признание публики. Среди оперетт, в которых она участвовала, были "Нищий студент", "Идеальная жена", Наконец один", "Польская кровь"...
В 1915 в Одессе состоялся большой концерт, на котором выступали видные артисты. С одной сентиментальной песенкой выступила и Иза Кремер, заслужив бурю аплодисментов. С той поры Иза выступала на эстраде, исполняя народные песни, романсы, шуточные, интимные и лирические песенки, многие из которых она сочиняла сама: "Черный кот", "Мадам Лулу". Изу Кремер считают даже родоначальницей песен шуточного и интимного характера. Завоевав большую популярность, она отправляется уже в Петроград, в Москву - всюду колоссальный успех.
Но вот в России произошла революция. До прихода новой власти Иза Яковлевна продолжала активно выступать. В это время в Одессу приехал Александр Вертинский. Известный певец выступал тогда в Москве. В первое время после революции в столице жить было трудно, даже известным людям угрожал голод. Вертинский получил предложение приехать на гастроли в Одессу.
Вот что вспоминает знаменитый артист: "Я сильно побаивался за свой успех в этом своеобразном городе. Одесситы - большие патриоты, у них свои особые вкусы, они имеют своих актеров, которых очень любят, и признают "привозных" очень осторожно и неохотно. Тем более что у них была своя собственная "звезда" в песенном жанре - Иза Кремер, довольно талантливая исполнительница французских и немецких песенок, переведенных на русский язык, а также еврейских. Разница между нами была та, что она пела чужие песни, а я - свои собственные, ну и в различии жанров, конечно. Муж ее был главным редактором самой крупной газеты - "Одесские новости", и я боялся, что эта газета мне "не даст ходу". Однако этого не случилось. Иза, с которой я был знаком в Москве, пришла на мой концерт, много аплодировала мне, демонстрируя свою лояльность. Она привела с собой даже мужа - всесильного редактора Хейфеца. Публика приняла меня тепло, и отзывы в газетах на другой день были прекрасные. У меня до сих пор сохранилась рецензия Эдуарда Багрицкого, тогда скромного одесского репортера".
Но время буржуазной Одессы уходило. Когда советская власть установилась в городе, местной интеллигенции пришлось нелегко. Многим интеллектуалам грозило физическое устранение. Иза Яковлевна приложила руку к спасению от неминуемой гибели популярного в Одессе поэта и переводчика Александра Биска. Вот что он рассказывал впоследствии об этой истории: "Я был арестован в качестве заложника. Просидел я, впрочем, недолго, всего 3 дня. В это время печаталась моя книга из Рильке (речь идет о переводе австрийского поэта Райнера-Марии Рильке. - "СП"). По гениальнейшему совету Изы Кремер моя жена забрала из типографии первый экземпляр моей книги и пробралась с ним к самому председателю ЧК Калиненко, чтобы доказать, что я не буржуй. Меня, в конце концов, освободили, но секретарь ЧК товарищ Веньямин, нежный юноша с голубыми глазами (говорили, что он собственноручно расстреливает людей), потребовал взамен освобождения мою книгу с надписью".
Александр Биск после этого срочно уехал на Запад. Его примеру последовала и Иза Кремер.
После революции, в 1919 году, Иза Яковлевна Кремер, вместе со своим мужем, редактором «Одесских новостей» Хейфецом, эмигрирует во Францию. Позже, оставив мужа, она гастролируя по многим странам мира, приобретает мировую известность, не только как прекрасная исполнительница песен и романсов, но и завоёвывает славу как киноактриса.
В 1923 году, несмотря на антисемитские выступления и даже звучавшие в ее адрес угрозы смерти, Иза Кремер дала концерт для евреев Варшавы. В 1933 году она приехала в Германию, чтобы выступить в Обществе еврейской культуры. Певица дала множество концертов в поддержку испанских республиканцев.
В 1934 году, во время своего очередного турне по Южной Америке Иза познакомилась с Грегорио Берманном, педагогом по профессии и социалистом по убеждениям. Девять лет спустя они заключили брак по доверенности в Мексике.
В начале декабря 1943 г. Иза Кремер вместе с Морисом Шевалье, Марлен Дитрих и Вадимом Козиным выступила в концерте для участников Тегеранской конференции.
Для Сталина, Черчилля и Рузвельта поют четверо легендарных исполнителей 30-40-х: немка Марлен Дитрих, француз Морис Шевалье и русский Вадим Козин. Кстати, для Козина это закончилось пожизненной ссылкой в Сибирь.
До сих пор выбор Черчилля поражает. Изу Кремер, о которой мы сегодня практически ничего не знаем, он поставил в один ряд с исполнителями, у которых были миллионы поклонников!
Но Сталин эмигрантов не одобрял и Изу не простил. В советские времена ее имя окружало гробовое молчание. Правда, на волне увлечения Аллой Баяновой вышел диск с хитами Изы и Аллы. До сих пор о жизни певицы-бельчанки известно очень мало. Быть может, когда-нибудь поклонники восполнят этот пробел.
19 ноября 1944 года Иза Кремер дала концерт в Карнеги-холле (Нью-Йорк).
Во время Второй мировой войны в Аргентине, где правительство тайно поддерживало нацистов, Кремер давала концерты, сбор от которых шел в пользу союзников.
В марте 1946 года на фирме «Сева рекорд» вышли новые граммофонные пластинки Изы Кремер - «популярные песни на еврейском языке».
25 апреля 1947 года в зале «Таймс-холл» состоялся концерт Изы Кремер, регулярно наезжавшей в Нью-Йорк из Рио-де-Жанейро, где певица тогда проживала.
Из-за своей весьма активной общественной деятельности в Аргентине, где Иза жила с мужем, супруги пострадали: Берманн потерял работу, а Изу отлучили от больших залов. Но они остались верными своим идеалам мира и справедливости. Иза Кремер передавала средства от своих концертов жертвам Холокоста, дала концерт в поддержку только что появившегося государства Израиль. Все это привело к тому, что в последние годы ее карьеры в Аргентине певицу практически не было слышно - ее всячески замалчивали. В 1956 году врачи диагностировали у Изы Кремер запущенный рак желудка. Она, вступив в общество аргентино-советской дружбы, даже готовилась приехать на родину, но за несколько дней до предполагавшегося отъезда её не стало. Ещё в тридцатые годы пела она драматическую песню «Россия» Филарета Чернова - о глубокой тоске по родине.
Знаменитую песню «Майн штэйтэлэ Бэлц» (Мой штетл Бельцы/Мой городок Бельцы) на идише написали специально для Изы Кремер поэт Яков Якобс и композитор Александр Ольшанецкий. Она же впервые и исполнила эту песню в оперетте «Дос лид фун гето» (Песня из гетто), поставленной в Нью-Йорке в 1932 году.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кремер,_Изабелла_Яковлевнаhttp://www.liveinternet.ru/users/2496320/post121689878/http://www.jewniverse.ru/forum/index.php?showtopic=2891Сайт с каталогом песен Изы Кремер.
http://www.holoimes.jewniverse.info/ Click to view
Click to view
Click to view
#искусство #женскаяистория #женщинывмузыке #женщины #история #певица