Светлана Сынча-Форсова
На выставку "Невьянские иконы" я попала в Крыму, осматривая залы Керченского историко-археологического музея.
Я была наслышала о таком направлении в иконописи и решила посмотреть эти иконы.
"Невьянская школа иконописи сложилась в середине XVIII века у старообрядцев Среднего Урала. Покровительство богатых уральских горнозаводчиков позволило создать мастерские в г. Невьянске. Характерной особенностью невьянской школы является синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию XVI-XVII веков,
со влиянием стилей нового времени- барокко и классицизма"- так пишут специалисты об этих иконах.
"Оранта" - "Молящаяся Богоматерь". Икона расшита речным жемчугом.
Представители старообрядческой среды не принимали и не заказывали чужих икон. Все старообрядческие иконы писали темперой, масляные краски не использовали. Старообрядцы не ставили даты на иконах цифрами, только буквами от Сотворения мира.
Икона "Святой Николай Чудотворец"с избранными святыми на полях.
Мой неискушенный взгляд отметил большое количество бисера,жемчуга на самых старинных иконах и вышивку в которой использовались уральский самоцветы. А из камней, которые вы видите на этой фотографии, мастера толкли порошок,который использовался в красках для иконописи.
Иконы писались натуральными красками,некоторые из них получали из минералов добываемых на Урале.
Как пишут искусствоведы: "Отличает невьянскую икону тонкость письма, нарядность, декоративность, обилие золота: пластинками сусального золота покрывалась вся икона. Листовое золото наносилось на полимент (красно-коричневую краску, которой предварительно покрывался левкас). Золотой фон просвечивал сквозь тонкий слой красок, что придавало иконе особую теплоту. Кроме того, мастера владели различными способами обработки золотого фона: гравировкой, цвечением, черневым узорочьем.
Иконы и Евангелие напрестольное с иллюстрациями XVI век.
Получавшаяся при этом фактурная (неровная) поверхность по-разному преломляла лучи света, создавая впечатление, что икона сама светится своим особым светом, за что и называли ее светоносной. Оттенки ярких синих, зеленых, красных красок в сочетании с золотом притягивают и останавливают на себе взгляд. Золото всегда находилось в гармонии с основным цветовым решением иконы. Оно символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, победное сияние добра"(
https://studbooks.net/1033469/kulturologiya/harakternye_osobennosti_nevyanskoy_shkoly_ikonopisi)
Старообрядческий иконописец за работой.
Праздничные сарафаны женщин-старообрядок.
Съезд старообрядцев - иконописцев. Екатеринбург,1901 год.
Работы современных невьянских мастеров. Вверху икона "Богоматерь милующая"(серебро ювелирное,узорочье).
Общий вид выставки "Невьянские иконы".