Старшина Форсов Михаил Трофимович Генерал- лейтенант Рудаков Михаил Васильевич
Страницы из фронтового дневника моего отца.
Прошло много лет, как отгремели фронтовые грозы Великой Отечественной войны.
У каждого солдата был свой боевой путь к победному маю 1945 года. Военная служба моего отца началась задолго до войны.
Эстония. Город Цесис 12.10.1944г.
Слева на право Форсов М.Т. , Сизов Н.В.
К тому времени уже высококлассный шофер, старшина он попадает на службу в штаб юго-западного фронта личным водителем начальника Политуправления Юго - Западного фронта генерал - лейтенанта, Рудакова Михаила Васильевича. В его военном билете в графе наименование должностной квалификации записано:
« Старший шофер, командующего войсками округа, армии и их заместителей, член военного совета фронта». Всю войну он нес ответственность за безопасность генерала и его семьи, которая была с ним все годы войны. Прошел все фронтовые дороги 1-го и 3-го Прибалтийских, Калининского, Юго- Западного и других фронтов.
Вот несколько записей из фронтового дневника моего отца. Сохранилось лишь несколько страничек, и не все записи можно разобрать из - за из плохой сохранности бумаги.
В этих трех публикациях страницы из фронтовых дневников моего отца и более 30 фотографий военных лет ,большинство из них публикую впервые.
Рига.
Ясным утром 20 мая прибыла машина «Шевроле» с номером ЭСТ 22 - 40 из города Таллина Эстонской республики в город Ригу, в распоряжение Военного совета 27 армии. Был произведен осмотр машины ремонтниками гаража, а и так же тем, кому он предназначался - дивизионным комиссаром Рудаковым.
Первые поездки по городу Риге с хозяином понравилась она ему до крайности. И вот когда кончился рабочий день, дивизионный комиссар вышел из машины, сказав: «Берегите машину как зеницу ока, она с вами еще послужит».
Итак, началась жизнь городской машины дневная работа по городу, профилактика в гараже, хозяйственные вопросы, служебные командировки по частям, дивизиям, полкам, батальонам.
Я старался любую поездку, что была поставлена выполнять с честью и без опозданий.
В это лето болела водительская душа, что нет запасных частей в счет того приходилось бороться с всякими трудностями, и осенью до зимы машина была готова с просмотровым ремонтом без участия мастерских. Так прошло лето, настала осень 1942 года. Грязь и бездорожье, которое не выводилось в Калининской и Смоленской областях, в любое время года. Водители штабных машин и автобатальона там ждали, когда придет генерал мороз… это бы улучшило дороги…. настила, одна надежда которую питали водители Калининского фронта.
Ноябрь 42 года. Осень. Грязь и заморозки. Штаб передислоцировался в район Ильино, в село Велищи. Провели хорошо октябрьские праздники. Снега еще не было, внутри было много работы.
Дивизионного комиссара т. Рудакова отзывает Москва. И на утро по вызову адъютанта мне было приказано подготовить машину к вечеру, для поездки в Москву. Путь предстоял сложный, неотложный, да далекий еще и бездорожье. Грязь, снега нет. Генерал мороз к своим обязанностям еще не приступил. Приказано - закон. Началась подготовка и вечер проводов хозяина.
…жизнь новое знакомство с …. роты батальона, куда пришлось влиться. Начались разъезды по армиям, но здесь пришла на помощь отечественная «Эмка» с шофером Евгением Георгиевичем Катаевым. И моя работа стала местного значения, которая самая неприятная для водителя - лучше ехать 400 километров, чем крутиться поминутно в населенном пункте.
Началось наступление в течение Среднего Дона. Войска успешно продвигались. Продвигался и штаб, не отрываясь от армий. Передислоцировались после разгрома обороны немцев на Дону, разгромив немцев и итальянцев на Дону. Разгромив макаронников в Ростовской области вошли в казачью станицу Мешковскую.
Станица была освобождена и через несколько дней я встретился с семьей своего сослуживца Ивана Андреевича Гладкова, который остался на Калининском фронте!
Фронт уходил, и штаб фронта ушел к Старобельску, разгромив окруженный гарнизон в г. Миллерово, Черткова. Передислоцировались сегодня в Волошино. Жизнь прошла недолгая в данном селе. Были освобождены города Старобельск, Сватово, Изюм, путь лежал вперед.
Село Тальцы Новгородская область.
…после ожесточенных боев и осталось в памяти красивое место на берегу Тихого Дона. Путь пройден машиной «Шевроле» Эст 22 - 40 по прямой, не включая различные местные фронтовые поездки, довольно сложный и длительный. Машина и фронтовой водитель испытали все, пройдя от берегов Балтийского моря до легендарного города Сталинград.
На этом закончился прямой маршрут: г.г. Рига, Псков, Режица, Опочка, Осташков, Торопец, Ильино, д. Велище, Осташков, Торжок, Калинин, Москва, Тамбов, Борисоглебск, Сталинград!
Сталинград это есть начало маршрута для победы над «коварным, и хитрым врагом» как пишут сейчас в газетах. И мне, как водителю, предстоит еще много трудов и ухода за своей любимицей машиной, чтоб провести ее по широким Сталинградским степям, по излучинам Дона, Донбассу, Украины и этот путь начат!