"Виртуальная психология" Н.А.Носова была издана в Москве в 2000 году. Она основана на личном опыте психолога-практика. Теоретическая часть включает новый, поистине революционный, философский подход к бытию человека. Автор показывает, как динамично взаимосвязаны человек (субъект) и его внешний мир.
Начинается изложение с определения виртуальности.
(
Read more... )
Comments 33
Reply
Reply
Reply
=Я зашел на эту страничку через поиск, в попытках разобраться с текстом одного из представителей виртуалистической школы. Из его статьи я мало что понял,=
А кого конкретно Вы прочли?
Насколько я знаю по недолгому личному опыту общения с "последователями" Н.Носова, они использовали его гениальные практические открытия (лечение зависимостей прежде всего) в своих коммерческих целях, а сам первоисточник - книгу "Виртуальная психология" - сделали труднодоступным, подсунув вместо него какую-то его малозначащую статью.
Reply
Связь "все со всем" - отлично. Пусть наблюдатель тоже будет частью модели. Почему нет?
Reply
Потому что, чтобы что-то познать, надо стоять вне этого. А то получится, как с кроликами, которые думали, что это любовь, а оказалось, что их разводят)
Взгляды муравья на то, как устроен лес, ограничены опытом его муравейника и поляны вокруг него. Всё, что он может сказать научного о лесе - это лишь то, что лес большой, больше его самого и поляны, и что он состоит из деревьев и травы и всего, что муравей видел на своей поляне. Возможно, он скажет, что в мире есть только лес (в то время как кроме леса бывает и море, и пустыня, и горы, и другие планеты...) Конечно, он может фантазировать, но это уже область искусства, а не науки.
Носов показывает (через неделю выложу продолжение), ЧТО именно человек имеет на каждом этапе развития как СВОЁ, а что прибавляется в виде нового.
Reply
Reply
Человек может действовать только внутри определенности. Действие Х приводит к результату Y. Поэтому совершенно любая деятельность человека всегда опирается на некоторый набор конечных законов. Ключевое слово "совершенно", ключевое слово "всегда".
Непредельная парадигма необходима для построения теорий развивающихся объектов (психики ребёнка...и т.п.)Данные задачи являются частными. Философия же - принципиально не занимается частными задачами, т.к. её задача - движение от частного к общему, от общего к универсальному. Поэтому она работает с принципом согласно которому универсальное - есть, оно может быть приведено к какой-то форме, которую каждый человек может понять, усвоить, использовать. Ключевое слово - "каждый ( ... )
Reply
Спорить за автора не хочется, т.к. к изложению сути его теории я ещё не приступала (буду выкладывать выдержки из его книги по четвергам вечером).
Страшно жаль, что Носов уже умер (в 2002 году), - я и сама опоздала с ним поговорить... И вот теперь я взялась за популяризацию его книжки, которая дала мне понимание основ духовного развития, инструмент для самопознания и многое другое.
Ваши комментарии я запомню и учту при изложении материала книги.
Reply
Reply
Но Носов был по профессии психолог, и его цель - лечить людей. Он разработал аретею - метод лечения зависимостей и разных искривлений в развитии на основе своей теории виртуальности. Аретея сейчас успешно применяется его последователями. Его жена, с к-й он написал эту книгу (у неё там несколько глав о развитии детей), тоже применяет этот метод в педагогике и психотерапии - она тоже психолог. Виртуалистику преподают в университете при Российской Академии Наук.
Reply
По поводу прочтенного и реальности.
Существует ли реальность вне наблюдателя. Да, существует. Но про неё ничего нельзя сказать, т.к. описание возможно только с точки зрения, только упрощенно, в каком-то контексте, с какой-то целью. И конечно этих описаний столько сколько наблюдателей.
Вспоминается Кастанеда - "Видимый мир - это лишь результат определенного способа описания".
Reply
Вне ТЕЛА наблюдателя.
Существует ли реальность также вне сознания субъекта?
Конечно. Носов показывает взаимосвязь субъекта и объекта, их взаимозависимость (это ещё впереди).
=этих описаний столько сколько наблюдателей=
Да!
Вам будет интересно узнать, как Носов классифицировал опыт восприятия реальности от рождения до зрелости и дал основу для понимания дальнейшего развития человека.
Reply
Прошу прощения за негатив, возможно я возьму свои слова обратно, если почитаю побольше, но пока впечатление вот такое.
Reply
Однажды русские художники в эмиграции говорили о литературе, и когда выяснилось, что кто-то не читал Достоевского, одна дама воскликнула: "Не понимаю, как можно не читать Достоевского и быть интеллигентным человеком!" На что Вагрич Бахчанян заметил: "А Пушкин тоже не читал Достоевского".
Reply
Reply
Reply
Leave a comment