Специализированные школы интернаты. "Мама, я убью тебя". Страшная правда об отказных детях

Nov 15, 2013 20:59

Специализированные школы-интернаты. Какую жизнь проживают их воспитанники? Вышел на экраны новый документальный фильм замечательного режиссера Елены Погребижской «Мама, я убью тебя», посвященный жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в школах-интернатах. Страшную правду открывает нам режиссер фильма.

Целый год она проводила съемки в коррекционной специализированной школе-интернате для умственно отсталых детей в Колычёво, которая является одной из многих в системе закрытых учебных учреждений, оставшихся нам в наследие от советской системы. Здесь мало что изменилось с тех пор. Режим, похожий на тюремный, высокие заборы, отделяющие закрытое пространство школы от внешнего мира, суровые меры наказания для провинившихся. Хотя дети сыты, обуты, учатся, но клеймо умственно отсталых воспитанников специализированной школы-интерната останется с ними на всю жизнь.



Как говорит старший воспитатель заведения, у всех неофициальный диагноз - олигофрения в степени дебильности. Дети считаются умственно отсталыми, хотя никто из персонала не может толком объяснить, в чем заключается эта их отсталость. Говорят об обедненной эмоциональной сфере. Да, дети, безусловно, с непростой судьбой. Их родители, как правило, - асоциальные личности, преступники, алкоголики. Дети, конечно же, до сих пор тяжело переживают то, что происходило с ними в семье, с трудом адаптируются к новым условиям жизни, в специализированной школе-интернате, не принимая их, сопротивляются, бунтуют.


Специализированные школы интернаты. О чем мечтают дети
Но автор фильма показывает нам совершенно нормальных детей, которые способны учиться, ощущать радость, помогать ближнему, творить, мечтать (об этом говорят и исследования, которые подтверждают, что 2/3 выпускников подобных специализированных школ интернатов - совершенно нормальные, адекватные дети). Они хотят быть десантниками, дальнобойщиками, врачами, дизайнерами, не зная, что государство уже давно решило их судьбу. В 9 классе они проходят программу 4-го, как дети с отставанием в развитии. А после окончания школы у них не будет даже законченного среднего образования.



Это значит, что их никогда не возьмут в техникумы и ВУЗы. Они не смогут пойти в армию или получить водительские права, потому что это невозможно для людей с психиатрическим диагнозом, оклеймившим их с раннего возраста в специализированной школе-интернате. Их путь один - в ПТУ, где они смогут выучиться на швею или маляра. И плевать, что потенциальный врач будет строчить на машинке, а смелый и отважный будущий десантник обрадует нас всех своим умением пилить лобзиком. Ведь стране нужны и такие специалисты. Только вот долго ли протянут эти повзрослевшие дети в чужой для себя роли, государство уже не волнует.

«Мама, я убью тебя». Страшная статистика о судьбах выпускников специализированных школ интернатов
Елена Погребижская в своем фильме приводит страшную статистику, основанную на данных Генпрокуратуры Российской Федерации (а другой статистики у нас просто не ведется). В России 800000 социальных сирот. Каждому второму присваивается психиатрический диагноз. Комиссия ставит ребенку, которого видит в первый раз, такой диагноз в среднем за 30 минут, подписывая ему за столь короткое время приговор на всю оставшуюся жизнь. Члены комиссии не несут ответственности за свое решение и его последствия для будущей жизни ребенка - эти дети никому не нужны.

А последствия очень печальные. Только 10 % выпускников детских домов и специализированных домов интернатов адаптируются к жизни в обществе. 40 % становятся алкоголиками и наркоманами. 40 % совершают преступления. 10 % кончают жизни самоубийством. Таков итог неправильного подхода к воспитанию в общем-то вполне нормальных, но психически травмированных детей, из которых можно было бы воспитать полноценных членов общества, будь у государства и учителей знания о психическом ребенка.



Такие знания дает системно-векторная психология. Она не только позволит преодолеть последствия психологических травм, полученных в тяжёлых условиях дома и специализированных школ-интернатов, но и поможет увидеть и раскрыть природный потенциал каждого ребенка. А он у них есть. Он виден каждому, кто вооружен системным мышлением.

В фильме показаны судьбы трех детей: Насти, Сашки и Лёхи. Настя - красивая кожно-зрительная девочка с развитым эмоциональным миром. Она любит всех, сопереживает друзьям, кормит птиц и мечтает стать доктором, чтобы вылечить свою маму. Как можно говорить о ее эмоциональной ограниченности? Кощунством кажутся слова штатного психолога специализированного дома интерната, который с непроницаемым и равнодушным лицом пытается убедить нас в том, что дети спокойно относятся к потере родителей. Для него загадка такое отношение, как, впрочем, и психика ребенка вообще. Не видеть очевидного - значит не быть профессионалом. Кому мы доверяем своих детей, свое будущее, если самым сложным в своей работе этот психолог считает работу с документами? А где его сопереживание, его стремление понять ребенка?

Оно не требуется, когда есть более простое решение - запрятать бунтующего, отчаявшегося воспитанника специализированной школы-интерната в психиатрическую лечебницу, где его «успокоят» токсичным аминазином. И называется это благообразным термином - расстройство социального поведения. Где уж нам понять, что происходит в душе чувствительного Лехи Мещерякова со зрительным вектором? Он, умеющий любить и создавать эмоциональные связи, грубеет, замыкается, становится похожим на дикого зверька, способного убить собственную мать. Никого не интересует причина его поведения и возможность найти решение в этой ситуации.



Сашка - кожно-анальный мальчик, с большой потребностью в активной жизни и анальной обидой на мать, которого ломает система закрытой школы, подстраивая его ненужность под свои нужды. «Я не люблю этот режим,» - говорит он и, в конечном итоге, сбегает из специализированного дома интерната. Что ждет его там, на свободе, не приспособленного к жизни изгоя общества? Возврат в школу и психиатрическая клиника? А ведь он мечтает о героическом, и общество теряет по-настоящему сильного и смелого своего защитника.

Невозможно без слез смотреть на этих ребят, таких цельных в своих мечтах и таких рано повзрослевших под напором жизненных трудностей. И как расточительно государство, которое разбрасывается жизнью и судьбой своих граждан, каждый из которых мог бы быть счастливым и реализованным на его же благо, а не быть загубленной душой специализированной школы-интерната.

Но для этого нужно уметь видеть психическое ребенка, знать законы, по которым оно развивается. Для этого нужно обрести системное мышление на тренинге по системно-векторной психологии. Для всех учителей и воспитателей оно становится просто жизненной необходимостью. Это и есть та грамотная альтернатива всему, что происходит в закрытых специализированных домах интернатах для умственно отсталых детей, о которой вопрошает волонтёр Маша. Дети не должны платить за грехи взрослых. Чем они виноваты, что попали в сложную жизненную ситуацию?

Посмотрите фильм Елены Погребижской «Мама, я убью тебя». Посмотрите и осознайте, что мы все ответственны за этих детей. Все дети - наши. Имея системное мышление, по-другому думать не получается. И главное - есть выход из этой ситуации. И пусть мир услышит нас!

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Марина Голомолзина.

Читать также:
Пётр Павленский: экстрим с собственным телом
Мисс Вселенная 2013 года: кожно-зрительные самки выходят на тропу войны
Вера и Эго



Google

воспитание детей, ситуация в России

Previous post Next post
Up