Что такое религия вообще и как возникала общемировая религия, пожирающая нашу цивилизацию? Ч. I

Jan 17, 2016 23:20

Говорят, что существует около пяти тысяч различных вариантов религиозных верований и более двухсот определений понятия "религия". В подавляющем большинстве этих определений фигурирует Бог - могущественное сверхъестественное высшее существо. Однако, на поверку оказывается, что все известные определения понятия "религия" приложимы к значительно более широкому кругу социопсихических феноменов человеческой природы, нежели к тем, которые принято непосредственно связывать с различными формами религиозной активности в её традиционном понимании. Ниже я попытаюсь показать, что религиозными по форме и по содержанию являются целые разделы самой современной науки, политические структуры, социальные идеи и конструкции, фашизм, коммунизм, исламизм в его ярко выраженном халифатском идиотизме. Подобные утверждения требуют разработки формулировок, не допускающих множественных, произвольных толкований феномена религии.

Русский религиозный философ П. Флоренский писал, что религия - это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Но ещё никто из спасённых не смог вернуться на бренную Землю с того света и поведать о своём спасении, т.е. в основе этой формулировки религии лежит то, что проверить категорически не предстваляется возможным. В жизни то, что не представляется возможным проверить, принято тщательно избегать и сторониться, а в спасение душ, которое никакой проверке не подлежит, веруют миллиарды людей. В качестве антитезы к сказанному обычно используется оговорка о том, что далеко не всё известно человеку об окружающем его мире. Но религия, как правило, основана не на утверждении доселе непознанного и на манипулировании известным, а на утверждении того, что коренным образом противоположно общеизвестному, что никак с этим известным не совместимо. Иными словами, любая религия отвергает абсолютный объём приобретённого человечеством знания, и вопрос о том, как и почему это отвержение может быть проигнорировано не только верующими, но и неверующими, вопрос весьма непростой и невероятно актуальный хотя бы с учётом того, что современное телевидение и другие средства массовой информации способны обратить нормальных неверующих в истово верующих в любую заказанную форму организованного массового поклонения.

Возвращаясь к традиционным религиям, важно подчеркнуть, что ни логическими построениями, ни экспериментальными исследованиями нельзя доказать существание загробной жизни, без которой эти традиционные религии не способны функционировать в массовом сознании верующих. Спасение душ является наиболее ярким примером утверждения, которое находится в кардинальном противоречии со всей совокупностью знаний, наработанных человечеством за последние столетия. Есть в том, что познало человечество за историю своего прогрессивного развития, нечто не оспариваемое, например, отношение длины окружности к её радиусу. Некоторые константы могут варьировать при измерении их в различных ситуациях. Например, ускорение свободного падения на поверхности Земли варьирует от 9,780 м/с² на экваторе до 9,832 м/с² на полюсах. Но оно не может быть равно трём или сорока восьми м/с².

Загробная жизнь самым категорическим образом с точки зрения современной науки представляется бредом, достойным лишь мозгов наших предков тысячелетней давности, владевших исчезающе малой долей знаний, доступных в наше время. Для того, чтобы человек был способен жить после смерти, нужно представить себе какой-то носитель его индивидуальности. Таким носителем индивидуальной природы человека являются нуклеиновые кислоты. Так ДНК имеет десятки миллионов атомных единиц веса (а.е.м.) или дальтонов. Но даже простейшее органическое вещество мочевина (карбамид), имеющее всего навсего 60 а.е.м., плавится при температуре выше 130 градусов. Таким образом душа человеческая нелетучая, во всяком случае для тех, кто проходил в седьмом классе химию. Даже если бы человеческие души таинственно проваливались сквозь землю и там бы возраждались для вечной жизни, всё равно номер бы этот не прошёл из-за того, что эманации души, отличающиеся друг от друга хотя бы немного больше, чем отличаются шарики в шарикоподшипниках, не смогли бы из-за адсорбции отправиться на "тот свет". Не может человеческая индивидуальность быть представлена и какими-то мистическими излучениями, поскольку волновая природа на подобный номер не рассчитана.

И, тем не менее, больные на голову исламисты подрывают себя, будучи уверенными в том, что куски их тел, покрытые копотью от взрывчатки, на том свете собирутся в нечто, сохранившее их души и способное бесплатно получить всё то, за что на бренной Земле у них заплатить не было никакой возможности. Есть свидетельства того, что перед тем, как подорваться, разорваться и аннигилироваться, они обматывают половой член толстой проволокой, чтобы он сохранился для последующего использования на небесах. Учитывая одно лишь это, можно говорить о том, что традиционные религии, возникшие в древние времена являются лишь надводной частью религиозного айсберга. Ведь заботой перед самоподрывом о сохранении полового члена для последующего его использования на небесах занимаются те, многие из которых закончили среднюю школу, а некоторые даже имели высшее образование, т.е. в той или иной степени были приобщены к современному знанию. В любой дискуссии с верующим о бредовости идеи загробной жизни можно услышать в виде возражения, что есть реально существующие вещи, о которых люди не имеют понятия. Здесь можно только развести руками и несколько переиначить это утверждение, сообщив оппоненту, что есть люди, которые не имеют понятия о реально существующих вещах: или не учили, или позабыли.

П. Флоренскому принадлежит мысль о том, что в связи с окружающим человека хаосом общественных отношений и собственных бессознательных импульсов религия является средством, помогающим выстроить из этого хаоса целостный закономерный мир и тем самым спасает душу человека от хаоса. Но душу от хаоса спасает на время и бутылка виски, и героин, и многое другое. Здесь можно возразить, что сравнение некорректное, поскольку виски и героин помогают лишь кратковременно, а применить религию в качестве кратковременного средства для спасения души не представляется возможным. Но если постоянно пить и колоться, то можно поставить эти некондиционные средства на рельсы постоянного спасения души от хаоса до тех пор пока от души ничего не останется, но это уже совершенно другая тема для обсуждения. На тему о том, что верующие чураются греха, достаточно привести весьба большой процент педофилов из числа католических иерархов и много чего другого.

Философ Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе. Иными словами, самопознание того, что нельзя познать, представляется красивой словесной конструкцией, ни на что конкретное не опирающейся. Г. Гегель говорил о том, что религия равнозначна философии, у них один предмет - вечная истина, Бог и объяснение Бога. Но ни что такое Бог, ни что такое вечная истина объяснить нельзя, в эти мысленные конструкции можно только верить. Это давно и надёжно доказано. Истиной называют такую характеристику мыслительного процесса, которая соответствует рассматриваемому предмету. Любая истина, рассмотренная вообще, вне конкретной сущности или конкретного явления - это всего лишь неродившаяся мечта о непонятном, а вечная истина - символ, маркер принципиально непознаваемого не по причине сложности познания, а по причине отсутствия в реальном мире предполагаемого объекта познания. Нечто сходное с Абсолютным духом и вечной истиной вырабатывается психикой больных маниакальными психозами. Но таких психозов насчитывается более четырёх сотен, а следовательно, и в этом случае квалификация "абсолютное" и "вечное" неприменимо, поскольку у каждого больного своё ни с чем другим несравнимое абсолютное. А после выздоровления психиатрическое "вечное" элиминируется навечно.

По Г. Гегелю философия и религия различаются по методу исследования: религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия - с помощью понятий и законов. Но здесь налицо явное противоречие. Верующий человек исследует не Бога, а своё отношение к Богу, а философия занимается построением логических конструкций для описания и оправдания того, к чему логика категорически неприменима - к вере, поскольку давно уже стал непреложной истиной тот факт, что доказать существование Бога или отсутствие такового не представляется возможным. Л. Фейербах считал, что религия появилась в результате отчуждения от человека самых лучших его характеристик, возведение их в абсолют и поклонение им. Он считал, что такую религию нужно уничтожить, а на ее место поставить поклонение одного человека другому, или любовь человека к человеку. Но любовь является имманентным свойством человека и по ряду признаков не может соответствовать феномену религии, как нельзя назвать религией манеру ежедневно выпивать за завтраком чашку кофе или ужинать в 7 часов вечера. Между привычкой и пламенной любовью нет такого масштаба разрывов, чтобы поклонение одного человека другому можно было выделить в некую мистическую качественную категорию. Один человек поклоняется другому потому, что ему с ним хорошо, другой поклоняется другому, потому что без него ему плохо, третий - потому что, не отдавая себе отчёта, на уровне подсознательном ожидает от поклоняемого вполне земной, реальной пользы.

Альберту Эйнштейну приписывают замечание о том, что с точки зрения здравого смысла Земля плоская. И хотя в социальной психологии термином "здравый смысл" обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями, оперировать понятием "здравый смысл" некорректно и даже опасно, поскольку в рамках каждой из конкретных культур это понятие варьирует в очень широких пределах. Здравые смыслы иудаиста, исламиста, протестанта, католика, атеиста, буддиста, индуиста и т.д. обладают очень малой долей общности. Единственным критерием, на котором имеет смысл строить рассуждения о религии, является возможность достоверной проверки тех или иных позиций социопсихических феноменов. Подобная достоверная проверка автоматически отвергает любое религиозное верование, поскольку в этом случае вера трансформируется в твёрдую уверенность. Достоверность проверки не может быть реализована на основе недоказанных позиций и веры в недостоверно доказанное. Достоверность проверки может быть осуществлена с помощью аксиоматического знания, приобретённого человечеством за время его существования, иными словами, с помощью науки. Так вот, оказывается, что вера, которая не может быть подвергнута достоверной проверке, является уделом значительно более широкого спектра особых форм осознания мира, обусловленных верой в сверхъестественное, нежели формы традиционных религий, а аксиоматическое знание, приобретённое человечеством за время его существования, может проявляться в виде фундамента особых форм религиозной веры.

(Продолжение следует)

Часть II

Религиоведение, Философия, Психиатрия

Previous post Next post
Up