Давно хотела написать свои наблюдения по этому поводу. Я о пространственной ориентации, если что. А вы подумали о какой? Нет, про "ту самую" - мне не интересно. В Китае, конечно, реальный демографический провал в плане женской половины населения, ещё с тех самых пор, когда при беременности, если выявлялась девочка, женщина сразу делала аборт. Прошли десятилетия, выросло два поколения с тех пор, и, конечно, нехватка женщин и много мужчин, этот момент есть в Китае. Женщины Китая этим очень активно пользуются. Я же хотела написать совсем о другой ориентации, о пространственной. Я - не китаец, изнутри посмотреть на мир их глазами не могу, но могу написать свои наблюдения за 10 лет жизни в Китае, за тем, как китайцы перемещаются на велосипедах, на автомобилях и на повозках. У нас в Китае есть наша машина, мы много ездим на ней, и я постоянно вижу одно и то же, и пытаюсь понять китайцев. То, как они ездят, это от того, что они мгновенно поднялись от велосипедов и повозок до легковых машин, или всё-таки это какое-то другое мышление мозга? Много лет назад мне попадалась в интернете какая-то научная статья о том, что у китайцев по-другому устроено что-то там в мозгу, и они не так, как мы, реагируют на окружающее пространство. Например, приводился такой пример, что, если впереди едущему китайцу на велосипеде, сигналить, он никак не среагирует, будет так же ехать, и не обратит на твои сигналы абсолютно никакого внимания. Но, если он вдруг оглянется и увидит тебя - он тут же пугается и съезжает на обочину...Статья была лет 10 назад. Не знаю, я не учёный, и в голове китайцев не копалась, но что-то в этом есть. Далее приведу просто примеры из жизни по пунктам, а вы думайте сами.
[Примеры из жизни] 1. Пример первый. На узкой дороге два автомобиля едут навстречу друг другу. Издалека видно, что в каком-то месте впереди они столкнутся и остановятся напротив друг друга. Что делаете вы в таком случае? Мы всегда, видя ВОЗМОЖНОСТЬ такого момента, даём вправо, то есть, заранее находим некое свободнео пространство, освобождая место встречной машине, чтобы она смогла проехать. Или даже сдаём назад, если места справа нет, давая дорогу встречной машине. То есть, мы предполагаем, уже неизбежное, вставания "лоб в лоб" метров за 20-30 впереди. Что делают китайцы? Они продолжают ехать навстречу друг другу медленно и неизбежно, пока не остановятся в 1-2 метрах друг от друга, встают лоб в лоб, и только после этого, решив, кто из них должен сдавать назад, начинают манёвр назад для пропускания встречной машины. Из-за этого идиотизма (или всё-таки не такой, как у нас, ориентации в пространстве), огромное количество пробок на узких дорогах. Именно из-за этой особенности китайского мышления 90% дорог разделены, даже однополосные, чтобы никто в лоб друг другу не ехал. Но вот на дорогах к морю, где бывают узкие дороги, да ещё по горам петли - там бывает полная ж...а. Потому что за одной машиной следом идёт целая колонная машин, и идиотизм одной встречной машины даёт разрастание огромной пробки. Именно поэтому гаишники (дорожная полиция) обычно стоит на ключевых участках дорог, где может такое случится. 2. Пример второй. Вы стоите в потоке машин на светофоре или в пробке. Вы стоите близко к машинам соседнего потока. И тут вы видите в боковое зеркало, что между вашей машиной и и соседской щемится развозчик воды, на электромопеде, с кулерами воды сбоку, которые дают его мопеду ширину ещё втрое шире. И вот он начинает с этими кулерами протискиваться между вашей и соседней машиной, упорно едя вперёд. Вы, глядя на это, просто офигиваете, потому что понимаете, что он не проходит там абсолютно, что он сейчас вам снесёт зеркало, упорно пропихиваясь, или поцарапает машину. На него орёт китаец с соседней машины, вы открываете окно и начинаете тоже китайца урезонивать, но китаец знает, что делает, и упорно едет вперёд. Я точно знаю, что я - точно вижу, когда я прохожу в узкое пространство, а когда - нет. Китайцы не видят? Не могут определить ширину проезда и своего мопеда с навесами сбоков? Не могу это понять. 3. Пример третий. Вы едите по дороге один. Ни впереди, ни сзади вас машин нет. Если на дорогу нужно выехать машине с соседней дороге или велосипедисту, или пешеходу нужно перейти дорогу, он это сделает ОБЯЗАТЕЛЬНО перед вами. Проверено. Мы уже это знает, муж всегда притормозит. Едем, так и говорим "сейчас рванёт вперёд", и - точно - рванул. Я вот всегда думаю - он не видит, что дорога пустая, что сзади нас никого нет? Думаю, что видит, но почему-то думает, что ему нужно проскочить и успеть именно перед вашей машиной.
4. Пример последний. Может, уже не к ориентации относящийся, а всё-таки к правилам поведения на дорогах для водителей и пешеходов (тут можно даже отдельный пост написать небольшой на тему самое езды на дорогах), пешеходы в любом случае обходят вашу машину спереди. Что очень сильно затрудняет движение вперёд. Думаешь, вот за нами же пусто, зачем ты перед моей машиной пробегаешь? Видимо, так надо. : ))) Сын, много общаясь с китайцами, говорит, что их просто так учат. Китайцев очень много, и, если пропустить одну машину - фиг потом влезешь. Их учат, ещё начиная с вождения и хождения, везде протискиваться. Что в толпе прохожих, что в очередях, что в потоке машин. Типа, если они не будут уметь проскакивать и просачиваться - они никогда не смогут ездить среди огромного потока машин и ходить среди большого потока людей. Что ж, может, в этом есть доля правды. Осталось им ещё научится ориентироваться в пространстве и начать понимать длину, ширину, глубину и т. д. окружающего мира.