Из книги "Виленския воспоминания" - о виленских евреях XIX века:
"Вообще еврейский народ заслуживает особаго внимания по своей выдающейся жизнеспособности. Будучи самым старым в Европе, он выработал себе крепкую, сплоченную организацию, позволившую ему вынести многочисленная гонения. Евреи не привлекают к себе иноверцев, не стремятся обратить их в свою религию, подобно христианам и магометанам: напротив, они не смешиваются с другими расами, потому что считают себя народом Божиим, призванными на высокое назначение. Молятся они Богу очень усердно. У христиан более набожны женщины; у евреев - наоборот, более набожными мужчины. Евреи считают женщину полуживотным и не требуют от нея больших молитв.
Небольсин свидетельствует, что все евреи поголовно грамотны. Распространению грамотности способствует большое количество народных школ, коих в Вильне доходит до сотни. За поведением женщин внимательно смотрит еврейское общество. Был такой случай. Молодой офицер зашел вечером в галантерейный магазин на Большой улице. Там были только женщины - торговки; мужчин не было. Стояла летняя погода; двери были открыты настежь и магазин освещался лампами. Никого из покупателей не было. Офицер стал разсматривать вещи, приценивался к ним и выбирал себе нужное, при чем вел разговор с продавщицами. Служащия девушки, не имея дела, собрались около офицера и слушали разговор. Совершенно неожиданно вошел в магазин бедно одетый еврей, стал посредине комнаты и молча слушал разговор. Вошедший никакого товара себе не спрашивал; ни одна из торговок не обратилась к нему с вопросом. Постояв 2 - 3 минуты, еврей молча вышел из магазина. Офицер вынес убеждение, что этот мужчина приходил с единственною целью наблюдать за поведением торговок. Вообще евреи относятся очень строго к поведению своих женщин. Если молодая женщина овдовеет, то общество требует от нея вторичнаго выхода замуж, в противном случае, ее считают порочною. Развратных женщин евреи даже не хоронят на общем кладбище. Дисциплина у евреев строгая: ей повинуются все. Однажды мне довелось видеть пример безпрекословнаго исполнения существующаго порядка, чего у христиан не встретить. Были похороны богатаго еврея, который при жизни не следовал еврейскому закону. Умерший был холост, состоял членом дворянскаго клуба, пил вино, играл в карты и имел обширный круг знакомства в христианском обществе. Не удивительно, что провожать покойнаго собралось много народу. Был и я в числе провожатых. В квартире усопшаго труп покойника лежал на полу. Мне объяснили, что такое положение придают трупу с целью показать, что все люди равны. На кладбище везут покойников в особом гробу, служащем для перевозки и других умерших. По прибытии на место, труп вынимают из гроба, совершают какой-то религиозный обряд и затем переносят к могиле. При совершении обряда, на умершаго одевают одежду. При похоронах какого-нибудь известнаго раввина, участвовать в облачении одежды считается за честь, а за право участвовать в облачении платят особыя деньги. В то время, про которое я говорю, еврейское кладбище не было так хорошо устроено, как ныне. Был большой деревянный сарай, куда и привезли покойника. Я стоял в конце сарая; а в противоположном углу вынули труп и приступили к совершенно обряда. Родная сестра покойника, увидев труп брата, наклонилась и хотела его поцеловать. В то самое время, стоявший вблизи меня какой-то грязный еврей издал пронзительный, резкий крик. При этом звуке, наклонившаяся дама мгновенно выпрямилась и быстро отступила от трупа, как будто услыхала гром с неба. Такое повиновение крику, из уст грязнаго еврея, меня очень удивило.
Переходя к выяснению причин быстраго размножения еврейскаго народа, можно указать на следующие аргументы:
1) Каждый еврей должен быть женат и обязан иметь детей; иначе он отступник от закона. Если у еврея нет детей, то он может развестись с женою и вступить в новый брак.
2) Отвращение евреев от употребления спиртных напитков и отсутствие в еврейском народе пьянства.
3) Еврейский закон регулирует супружеския отношения.
4) Каждая женщина обязана соблюдать существующая правила чистоты и обязана посещать микву в установленные дни. Для надзора за исполнением этих правил назначаются особыя женщины.
Вышеизложенныя причины стали известны русскому обществу из трудов Небольсина. К ним можно прибавить отвращение евреев от военнаго ремесла, уклонение их от военной службы и воздержание в употребление мясной пищи. Известно, что евреи не употребляют в пищу свинины; а мясо прочих животных едят только тогда, когда при убое присутствовал сведущий человек и признал скотину неимеющею сомнительных вредных признаков. По этой причине еврейское мясо продается всегда дороже христианскаго."