Мне часто приходится слышать вопрос - что такое «управление знаниями»?
Мнения бывают язвительные - одни говорят, что это просто очередная «модная штучка» от «гуру» и консультантов по управлению, другие, что это слишком абстрактная философия, не связанная с реалиями организационной жизни. В свете этих диспутов, обозначу, что же я понимаю под управлением знаниями, чтобы обозначить «рамку» для этого журнала. Для меня управление знаниями - это междисциплинарный подход к достижению организационных целей через наиболее эффективное использование знаний. Его основные задачи - понять, какие знания необходимы конкретной организации, где и как их можно приобрести, и как применить эти знания для реализации стратегии компании.
И руководители организаций, и студенты нередко задают вопрос: «В каком функциональном подразделении компании должна быть сосредоточена функция управления знаниями? Вот есть маркетологи, есть финансисты, есть специалисты по управлению персоналом, их прикладные задачи вполне понятны. А где в реальной организации точка практического приложения (почти философских) рассуждений о управлении знаниями?» Для меня управление знаниями - это, в первую очередь, не конкретная функция в организации, а идеология, пронизывающая все сферы ее деятельности - точнее, которая должна их пронизывать - потому что добиться успеха в управлении знаниями невозможно без согласованных действий и маркетологов, и финансистов, и «персональщиков». Однако, под «идеологией» я имею в виду отнюдь не абстракцию, далекую от организационных реалий, а, скорее, новый взгляд на привычные вещи, в т.ч. новое понимание наполнения задач разных функциональных подразделений. Именно поэтому для меня управление знаниями - это междисциплинарный подход к достижению организационных целей.
А что такое «управление знаниями» для Вас?