Я здесь буду опираться на то, о чем уже написала в трех статьях («Пушкинские цитаты в поэме о великом инквизиторе», «Церковь и Государство» и ««Братья Карамазовы» как роман о счастливом браке»). Те вещи, которые там я прописывала подробно, проводя текстуальный и контекстный анализ, здесь я буду только упоминать для того, чтобы пойти дальше в
(
Read more... )
Comments 23
Reply
Буду ждать:)
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Ох, простите, если непонятно, но если это непонятно из статьи, тут одним комментарием не отделаешься. Я попозже выложу свою статью, на которую тут опираюсь - О Церкви и Государстве, может, тогда яснее будет.
Reply
Про два принципа объединения (организации) человечества (два идеала), кажется, ясно, но смутило то, что при этом слово "Церковь" употребляется в статье и в словосочетаниях, вроде бы предполагающих иное значение (тело Церкви, часть и целое Церкви, Церковь-невеста..)
Видимо, те вопросы, которые меня беспокоят в данном случае, действительно выходят за рамки статьи.. А беспокоит то, что Церковь как организация (не принцип и идеал, а насущная, фактическая структура, имеющаяся в нынешний или любой другой исторический момент), уже несёт в себе все предпосылки для призвания всех на один широкий путь.. Если "люби - и делай, что хочешь", зачем вообще какие-то внешние формы организации?
Может, это движение человечества по шкале в сторону Церкви как идеала и может произойти только тогда, когда внешние формы организации уступят внутреннему единству, а до того - лишь в сторону Государства?
Ещё раз прошу извинить и спасибо вам.
Reply
И всё же, немного головной боли :) Обсуждаемая в данной статье проблема (и прежде всего, её философский аспект) - по сути проблема западной цивилизации. В работе Aperçus sur l’initiation Рене Генон очень точно заметил, что религиозная догма, то есть окаменевшее тело традиции, в отличие от инициатических традиций Востока, есть единственная доступная форма сохранения ядра учения для большинства представителей западной цивилизации - для тех самых "неизбранных", званых и незваных. Христианство - рафинированное эзотерическое учение, кшатрийское по своей сути (Иисус - Царь Иудейский, пусть и не от мира сего). Его ассимиляция в массовую религию привела к значительнм искажениям и "перегибам", кои иногда выглядят как противоречащие самой основе учения (потому что ему действительно противоречит сам принцип религиозной структуры). Однако иерархия ( ... )
Reply
По поводу головной боли:) - я бы не сопоставила как рядоположенные: догмат, иерархию и жестко регламентированный ритуал. Если первый в христианстве описывает существо религии, то иерархия и регламентированный ритуал - то, что образуется во времени и только тогда, когда Церковь начинает выполнять несвойственные ей функции в составе Государства. Они - да, корка, в которой удерживается содержимое догмата - до тех пор, пока не превращаются уже не в кору дерева, а в железные скобы на дереве, препятствующие его дальнейшему росту. Дерево "оплывает" эти скобы - и растет дальше. Может показаться со стороны глядя, что эти скобы - то, что держит дерево внутри. Но - они лишь инородные тела в нем, не сумевшие помешать его росту, а вовсе не "позвоночник". Дерево живет и растет вопреки, а не благодаря им...
Reply
Существо религиозного учения нельзя описать, его можно лишь передать анагогически. Эта передача осуществляется посредством церковных таинств, каковые невозможны без церковной организации. Ритуал первичен, имыми словами, догма и священные тексты лишь дополнения к нему.
В XVI в. христианство уже реформировали - в результате получился воскресный клуб с органными концертами, именуемый "протестантизмом". Потом были реформы внутри католической церкви - в конечном итоге, после Второго Ватиканского собора и она превратилась в клуб. Восточная церковь - последний оплот христианства, но я не сомневаюсь, что паства и пастыри, жаждущие перемен, реформируют и его. Притом вполне искренне, с самыми лучшими намерениями, которыми выстлана дорога в известном направлении... Эон подходит к концу, ничего не поделаешь.
Reply
Reply
Leave a comment