Everything and Nothing

May 02, 2008 21:24

 Сам по себе он был Никто; за лицом (не схожим с другими даже на скверных портретах эпохи) и несчетными, призрачными, бессвязными словами крылся лишь холод, сон, снящийся никому. Сначала ему казалось, будто все другие люди такие же, но замешательство приятеля, с которым он попробовал заговорить о своей пустоте, убедило его в ошибке и раз навсегда ( Read more... )

книги

Leave a comment

Comments 13

..так шекспир стал буддистом) lazylands May 3 2008, 09:08:17 UTC

а мне с самого начала показалось что это очередной борхесовский разводняк. он сначала расставляет словесные ловушки, а в конце как бы ловит тебя в них же. еврейские шахматы. что значит "сам по себе он был Никто"? понятно что за этим может последовать только "я не я и ж*па не моя")

и вопще, он как серега шнуров - не может не докопаца. обязательно надо изобличить когото в чемто. и уж тем более лавры великих не дают покоя

Reply

Re: ..так шекспир стал буддистом) taaaaa May 6 2008, 20:06:45 UTC
Улыбнула твоя реакция. А что такое еврейские шахматы? Никогда подобного не слышала.
Мне кажется, это маленькое эссе - одна большая метафора, напоминающая нам об относительности всего, что нас окружает, и с этим - нашего существования. Интересно, что сам сюжет, герой и его мир изображен как никогда реально, без особого артистизма и эпитетов, но сама идея метафорична. Шекспир здесь тоже в тему пришелся, так как у него часто важен не исходный житейский смысл высказываний, а их неожиданные метафорические значения - новый смысл.
Насчет ловушек, согласна. Борхес как-будто проверяет эластичность нашей мысли. И доказывает нам, безусловно попадающим в некоторые из ловушек, что мы - это не мы, а герой, его рассказа, который тоже не он, а признак сна кого-то свыше, кто тоже никто и все одновременно.

Reply

Re: ..так шекспир стал буддистом) lazylands May 7 2008, 03:57:45 UTC
вопще, как рассказывал мне друг-гроссмейстер, существует два основных стиля в шахматах: индийский и еврейский. первый больше основан на неожиданных творческих решениях, второй делает ставку на просчитывание комбинаций. в чистом виде редко встречаются. побеждает, конечно, еврейский стиль) но он скучный.
я имела ввиду, что от его (борхеса) расстановок веет умным рассчетом на 15 ходов вперед. он разыгрывает комбинацию. и делает это мастерски, не спорю. но все это интеллектуально до неприличия) можно было бы и полегче. борхеса люблю конечно.
а шекспировед из меня фиговый. борхес то поди и здесь велик, а я вот недоучка видимо потому и не могу заценить весь юмор этого рассказа

Reply

Re: ..так шекспир стал буддистом) taaaaa May 12 2008, 13:33:26 UTC
Еврейские шахматы, интересно. Возьму на заметку.

Reply


kinky_beach May 3 2008, 15:44:00 UTC
интересное толкование [личности] Шекспира. хотя, уверена, надо брать шире - любого творца.
интересное и, наверное, спорное. потому что как из внутренней пустоты могут рождаться целые живые миры? или это и есть крупица того "божественного огня", который из ничего создаёт всё...

Reply

taaaaa May 6 2008, 20:31:50 UTC
По поводу роли Шекспира, написала в посте выше.

Идея этой зарисовки сама очень спорная. Здесь такая полярность я - не я, Господь - Ничто и Все. Такая многогранность, сложнее не придумаешь.

И да, те же два полюса пустоты и всех других миров переживаемых и пронесенных с собой на протяжении большей части сознательной жизни героя. Плюс, интересно небольшое отступление, где Борхес говорит, что " Глубинное тождество жизни, сна и представления вдохновило его на тирады, позднее ставшие знаменитыми." То есть пустота была изначальным поводом, который толкал героя быть кем-то другим, при этом писать от не своего "я", и позднее получать популярность в широких кругах. Какая интересная перспектива, рожденная неокуда никем...

Reply

lazylands May 8 2008, 05:20:48 UTC
все больше убеждаюсь что борхес был колдун и сновидящий. недаром этот "призыв" (вместе с маркесом и др.) называют магическими реалистами.

однако же, татьяна (коли на умняк подсели, я таки докопаюсь, ибо непонятно) тождество жизни, сна и представления - это одно.
yj пустота - совсем другое, кажется мне. о какой такой пустоте идет речь? разве можно назвать пустотой творческий потенциал гениального художника? или скажем полное растворение своего Я в Абсолюте - например в случае с иконописцем А.Рублевым - это ли пустота? или это пустота самоубийцы на краю обрыва - безнадежная, бессмысленная, мертвая вселенная? поставим вопрос конкретнее: пустота чего? и от чего? (сосуда от вина или пустота башки от дурятины)

Reply

kinky_beach May 17 2008, 23:22:24 UTC
это, блин, очень сложная тема в силу своей относительности. под "гением", "творчеством" и той же злосчастной "пустотой" каждый понимает что-то своё, и чем абстрактнее понятия, тем шире рамки дискуссии ( ... )

Reply


Leave a comment

Up