«Eurobike 2010» показал несколько тенденций глобального, так сказать, масштаба, и несколько трендов, связанных скорее с тактическими движениями игроков рынка. Начнем, пожалуй, с глобальных тенденций.
Лучше тише, да лучше
В этом году выставка напоминала зеркальную копию прошлогоднего Eurobike 2009. И не только взаимным расположением павильонов различных фирм, но и общим настроением. А настроение, прямо скажем, особым оптимизмом не лучится. Нельзя сказать, что рынок замер в связи с кризисом. Нет, это не так. Спрос есть, есть и предложение. Некоторые компании столкнулись даже с увеличением этого спроса, что отчасти вызвано тем, что многие из конкурентов сильно подвинулись на рынке. Но все же явного оптимизма не заметно. Цены понемногу, но вполне уверенно лезут вверх - опять же, по разным причинам. Некоторые производители просто пытаются увеличением ценников компенсировать недостаточное количество заказов, другие - просто компенсируют таким образом свои собственные производственные издержки. А издержки есть и никуда не денутся. В Юго-восточной Азии, откуда (признаем, положив руку на сердце) ввозится большинство велосипедных компонентов, отпускные цены на продукцию китайских и тайваньских заводов существенно выросли. Отсюда и рост дилерских и розничных цен на конечную продукцию.
То есть очевидно, что в новом 2011 году велосипеды в Европе дешевле не станут уж точно. Что касается России - то здесь, как говорится, возможны нюансы, поскольку наши цены сильно зависят от обменного курса рубля к доллару и евро. Поскольку евро в рублях нынче стоит существенно меньше, чем год назад, можно ожидать, что уровень российских розничных цен частично взаимоскомпенсируется. Рост отпускных цен производителя будет частично погашен падением евро к доллару и рублю. То есть после судорожного скачка вверх на российском рынке стоимость велосипедов несколько стабилизируется. Это, конечно, не может не радовать - особенно в аспекте того, что спрос на велопродукцию потихоньку размораживается. Понемножку-понемножку, но рынок оживает. Это и есть первая тенденция.
Электричество - наше все
И в прошлом году во Фридрихсхафене демонстрировалось немало двухколесной электротехники. Это касается как собственно е-байков (какое рискованное, однако, звучание!), так и электроскутеров, столь любимых, к примеру, в той же Юго-восточной Азии.
В этом же году акцент на электрическую технику уже превратился в полноправное течение. Батареи устанавливают теперь не только на ситибайки, но и на туристические велосипеды, и даже на классические маунтинбайки! Сразу несколько немецких фирм (Cube, Ghost, Corratec) показали свое видение электро-велосипедов будущего. Пока общее впечатление от электротехники достаточно ровное, но очевидно, что будущее велотехники на батарейках, безусловно, вполне радужное. Тем, кто по-прежнему презрительно смотрит на электромотор в велосипеде, рекомендуем посетить следующую выставку и просто немного покататься на разнообразных е-байках. Уверяем, впечатления будут весьма сильные. А с учетом безумных московских пробок в начале и конце лета, возможно, эти впечатления станут раздражающе соблазнительными.
Электрические схемы, как уже было сказано, прописались в во внедорожных велосипедах. Разумеется, пока безумно далеко от легких кроссовых электромотоциклов, поскольку на данном этапе и мощности мотор-колес, и тем более батарей недостаточно, чтобы говорить о тотально электрифицированных маунтинбайках. Но очевидно, что помощь электричества не станет лишней для фрирайдеров, которые чередуют техничные скоростные спуски с рутинным подъемом на очередную горную высоту.
Совершенствуются велосипедные конструкции, связанные с необходимостью адаптировать классический байк к установке электрооборудования. Это раньше аккумулятор болтался чужеродным органом внутри переднего треугольника рамы или позади подседельной трубы. Сегодня компактные, но мощные блоки электробатарей интегрируются, например, в нижнюю трубу фрирайдного велосипеда (пример - Ghost) или в драматически увеличенную подседельную трубу (как реализовано, к примеру, в велосипедах Cube).
Повторимся, пока рано говорить о тотальном переходе к электрической технике, однако уже сегодня рынок предлагает немало весьма интересных «гибридных» решений. Важно, что решения эти полностью повторимы на отечественном рынке. Как известно, российские электрические сети созданы на основе европейских стандартов. Значит, не будет никаких проблем в продажах, эксплуатации и обслуживания электробайков в нашей стране.
Интеграция и еще раз интеграция
Помните появление легендарного уже Truvativ Hammerschmidt? Как много копий было сломано при его обсуждении, и насколько спорным со всех сторон оказалось изобретение? Сегодня же с пугающей очевидностью понятно, что ребята из Truvativ подобны господам из Apple. И те, и другие не только шокируют публику, представляя что-то из ряда вон, но и во многом создают тенденции! На рынке уже огромное количество клонов бестселлера Apple iPod/iPhone/iPad, и похоже, что начинается эпоха «клонирования» разработки Truvativ.
Это все к тому, что на «Евробайке» было представлено не менее четырех (может, больше…) разработок, альтернативных Hammerschmidt. Причем многие из них весьма оригинальны. Говорить о SR Suntour V-Boxx уже как-то язык не поворачивается - уж больно немоладает разработка. Но вот по пути тайваньской компании с японским управлением и немецким инженерным содействием пошли и европейцы. Например, Pinion показал высокоинтегрированную двухвальную коробку передач P-1. С помощью дешевого адаптера устройство устанавливается в разрез между нижней и подседельной трубами байка и не предусматривает вообще каких-либо переключающих систем на заднем колесе! Цифры более чем достаточные: 18 (!) передач, сменяемых грип-шифтом на руле, общий динамический диапазон 634% (больше, чем у трансмиссии 3х9), глухая или храповая передача на задней втулке + вес коробки в 2,7 кг. Из этого веса необходимо вычесть отрезанную каретку с фрагментами нижней и подседельной труб, а также все переключатели, кассету и систему звезд. По заявлениям разработчика, алюминиевый хардтейл на базе P-1 можно выполнить в весе до 11 кг без применения особо легких компонентов. Компания Endorfin уже показала модель G18 на базе новой коробки передач.
Также были продемонстрированы велосипеды с кареточными коробками передач и в других классах. Увы, не показала свою разработку фирма Bionicon, но вместо нее отдувались другие производители. Так, один из городских велосипедов Agang (ситибайковский бренд чешской компании Author) был оснащен очень интересной разработкой Metropolis от Patterson Transmissions. Изящная система с интегрированной планетаркой на 2 передачи органично состыковалась обычной кассетой на 9 передач. Общее число передач - те же 18, то есть для городского байка более чем достаточно. При желании можно поставить сзади планетарную втулку на 9, 11 или 14 ступеней.
Также были замечены несколько велосипедов со спрятанной внутрь пыле-, грязе- и влагозащищенного кожуха цепью. Отличное решение для универсальных практичных велосипедов со синглспидной или планетарной трансмиссией. Разумеется, продолжает свой крестовый поход и ременная передача CarbonDrive. Для нее-то тем более работа с планетарными механизмами - жизненная необходимость.
То есть третья тенденция - это появление малообслуживаемых велосипедов со сложной внутри, но очень простой для пользователя трансмиссией. Значит, никакие коллизии мировой финансовой системы не в силах остановить настоящих энтузиастов-разработчиков, и стало быть, изобретение велосипеда продолжается!
Фотоотчет с выставки:
«Тяжелый танк» Convey E-Rider. Навороченный донельзя фрирайдный аппарат с тремя (!)
цепными передачами и электроприводом.
Туристический велосипед с защищенной с помощью пластикового кожуха цепью.
Оснащенный электроприводом Bosch туристическо-городской байк Cannondale.
Та же самая силовая установка Bosch - уже на маунтинбайке Haibike.
Классическая схема адаптации электросистемы на маунтинбайк. На примере KTM видно, как устанавливается батарейный отсек (внутри треугольника рамы) и мотор (в ступице заднего колеса).
18-скоростная коробка передач Pinion, устанавливаемая в частности на велосипеды Endorfin.
2-ступенчатая планетарка для ситибайка Agang. Принцип действия точно такой же, как у Hammerschmidt, но исполнение совершенно иное.
Титановый байк с упакованной в нижнюю трубу батареей и мотором в кареточном узле.
Сверхвысокотехнологичный Corratec E-Bow с электроприводом.
Источник:
www.cuberussia.ru/i_eurobike_2010_obzor_vystavki/