Община шейкеров возникла в Англии под влиянием квакеров в 1747 году. Как и квакеры, шейкеры считали, что Бога следует искать внутри себя самого, а не через священников или обряды. При этом следует стремиться к совершенству и безгреховному существованию.
Шейкеры выделяют четыре основных положения - девственность (детей они усыновляли, охотно беря сирот, беспризорных детей. Когда дети достигали совершеннолетия (21 год), они получали выбор - или остаться в семье шейкеров и жить далее в семье, или выйти из общины, не принимать религии шейкеров и жить самостоятельно) ; христианский коммунизм, исповедь с очищением грехов (минуя которую невозможно стать Верующим), и отделение от мира. Из принципа двуполой природы Бога выводится положение о равенстве полов. Вот такой монастырский устав. Чем-то похожий на отдельные группы наших беспоповцев-старообрядцев.
Коммунализм привёл шейкеров к экономическому успеху. Их честность, чистота и трудолюбие стало цениться в обществе. Они производили кожу в Нью-Йорке, а позднее стали продавать травяные настойки, семена для садов, производить яблочные напитки и одежду. Девиз шейкеров звучал: «Красота основана на пользе».
Примеры правил шейкеров:
«Работай так, как будто тебе ещё жить тысячу лет, но так же будь готов умереть завтра.»«Обрати руки твои в работу, а сердце - к Господу.»
Изготовитель ящиков (1935)
Шейкеры создали особый стиль мебели, которая получила название
шейкерская мебель. Эта мебель простая, строгая, но функциональная. Распространение получили шейкерские стулья, которые взялись производить многочисленные компании. Из-за добротности шейкерской мебели она становилась дорогой.
Их здания, мебель и домашняя утварь были просты, но изящны
Архитектура, ремесленные изделия и редкие произведения живописи шейкеров стали предметами любования, изучения и подражания, чаще всего - у сторонников модернизма и функционализма, которые нашли себе неожиданных предтеч в трясунах. Действительно, высотные амбары Хэнкока, их круглые скотные дворы и общежития с гигантскими окнами выглядят так, будто здания построил некий Корбюзье пасторального века.
Много написано и о том, что эстетика трясунов напоминает практику дзена. Действительно, тут много общего: кристальная ясность форм, чистота линий, утонченная до предела простота, доведенное до аскезы мастерство. Ремесленник не терпит никаких украшений, узоров, ничего лишнего. Зато каждая без исключения вещь, вышедшая из шейкерской мастерской - метла, стул, знаменитые овальные коробки для мелочей - сияет добротностью, «идеальностью» - лучше просто не сделать.
Манифестацией их Бога был порядок.
(компиляция из различных источников)