Вторая олимпийская

Mar 19, 2014 15:16

Вторая олимпийская



После вчерашнего выступления Путина можно смело подводить итог очередной военной кампании. Назову её Второй олимпийской, так как она как и Первая олимпийская в своё время была по времени и информации связана с проходившими олимпийскими и параолимпийскими играми, только на этот раз игры были зимними.

Для России прямой целью кампании являлся возврат Крыма, непрямой создание неравновесной ситуации для любого антироссийского украинского правительства и для всей политической элиты Украины.

Мотивация возврата Крыма очевидна. Крым имеет важное стратегическое положение. Черноморский флот требует обновления. Условия пребывания его в украинском Крыму и особенности Новороссийского порта не позволяют это провести. Крым вписан в стратегию создания евразийского транспортного коридора. Нестабильность, исходящая от Украины, являлась непосредственной угрозой всем этим начинаниям. Ликвидация этой угрозы стала главной целью кампании.

Менее очевидны непрямые цели Второй олимпийской. И тут нужно исходить из стратегических интересов России по отношению к Украине. Для массы украинских граждан они абсолютно непонятны, да и в России их многие воспринимают крайне примитивно. Целью любого адекватного режима в России по отношению к Украине является поддержание стабильного, экономически развитого, суверенного украинского государства. Но выбранное украинскими элитами инерционное развитие не способствует этим задачам. Инерционное развитие, основанное на проедании советского наследства, и приводит к невозможности соответствия украинского государства указанным критериям. Разве может быть стабильным государство утратившее своё место в мировой системе разделения труда? Разве может быть суверенным государство с вооруженными силами, находящимися в состоянии вечного реформирования и недофинансирования даже минимальных потребностей? Ответ очевиден.

Дополнительной мотивацией Второй олимпийской служило прямое вмешательство в украинский политический кризис третьих стран. Последствия этого вмешательства резко вредили российским интересам. И дело даже не в радикалах, пришедших к власти вместо «донецкой олигархической группы», дело в принципиальной нестабильности новой политической ситуации на Украине. Со сменой власти в Киеве политический кризис не был преодолён. Наоборот, он еще больше усилился. И тут действительно оказалось не с кем говорить о чём-либо серьёзном. Украинская политическая элита оказалась полностью недоговороспособной. В этом смысле показательным стало её отношение к договоренностям от 21 февраля. Замечательный план, предложенный американским послом, который потратил немалые усилия для переформатирования парламентского большинства, был сразу же после подписания соглашения уничтожен. Замечу, что в этом случае недоговороспособность влияет и на отношение украинской элиты с западными странами тоже. Конечно, для сохранения лица и видимости контроля ситуации западные политики не сообщат нам об этой проблеме. Для России несоблюдение договорённостей 21 февраля стало замечательным ресурсом дипломатического прикрытия кампании. Ведь под документом стояли подписи глав дипломатических ведомств крупных европейских стран. Такой подарок давал прямой повод в обвинениях в нелегитимности новых украинских властей.

Для понимания российской стратегии во Второй олимпийской следует обратится к стратегии противников. ЕС по отношению к украинскому кризису занимал всё тоже положение, что и ранее. Еврочиновники были сильно расстроены отказом Януковича от договора об Ассоциации и желали принудить украинское руководство к подписанию этого соглашения. Что интересно, судя по деятельности еврочиновников, над ценой вопроса они не особо задумывались. Очевидно, что долгое расшатывание и без того слабой украинской государственности приводит к не эффективному освоению крупного потребительского рынка, а к утрате потребительского потенциала как следствие развития системного кризиса. Стабилизировать нынешнюю Украину без значительных политических и экономических изменений невозможно. Это требует не только постоянных усилий, но и значительных средств.

США явно стремились взять реванш на фоне сирийской неудачи. Цена вопроса их тоже не волновала. Многие считают, что США занимаются целенаправленным продвижением хаоса. Я так не думаю, хаос в условиях глобального мира прямо бьёт по американским интересам. Просто сдерживать его США уже не в силах, поэтому предпочитают возглавлять непредотвратимый процесс. Как показывают ливийские события извлечение хоть какой-то прибыли из нового положения вещь трудоёмкая.

По отношению к Украине со стороны западных стран имела место довольно простая стратегия достижения прямых целей. И если в случае ЕС это хоть как-то относилось непосредственно у Украине, то для США Украина была лишь подходящей площадкой для реванша. Отсюда и вскрывшиеся разногласия межу еврочиновниками и американскими дипломатами.

Основными инструментами западной коалиции на Украине были СМИ и политическое давление на неугодный режим. В этом смысле мы видим пример устойчивого убеждения в том, что правильное слово сильнее обстоятельств и государственной системы. Для силового воздействия использовались члены праворадикальных группировок. Других вариантов особо и не было. Хипстеры хороши для перепостов и информационной истерии, но не для силовых акций. Что интересно, в массовом сознании «евромайданщиков» в начале декабря праворадикалы являлись провокаторами завезенными, в том числе и из Санкт-Петербурга, а уже в конце февраля они же стали героями революции.

Стратегия России опиралась на планы западной коалиции. Единственное, что нужно было сделать - как можно дольше затянуть процесс их реализации. Для чего использовалась в основном разведка, сливавшая периодически прослушку. Затягивание плана соперника преследовало сразу несколько целей: усиливало внутренний кризис в коалиции, увеличивало ресурсную нагрузку, повышало градус радикализма, уменьшало возможность достижения равновесного состояния после победы.

Я полагаю, что именно фактор трехмесячного противостояния и не дал возможность осуществить американский план урегулирования.

Своё влияние на время оказало и то, что Украина долгое время была индустриальным государством со всеми присущими таким государствам свойствами. В первую очередь это касается устойчивости перед хаосом. Не смотря на информационный фон и кажущуюся бесперспективность, работники милиции до конца отстаивали порядок. В случае более простых систем на преодоление государственного сопротивления ушло бы гораздо меньше времени.

Непосредственное осуществление Второй олимпийской началось после того, как противник закончил все свои ходы. Новая конфигурация была крайне неустойчивой. Законный президент в бегах, страной управляет спикер парламента на основе непонятно какой версии конституции. Так как главной целью был Крым, то в наиболее слабой точке для украинской власти в Севастополе был проведен альтернативный евромайдан, который не за три месяца, а за один день сместил местную власть. Далее эффект от него повлиял на местную крымскую элиту, которая в течение трех дней изменила своё отношение к Киеву и перестала быть лояльной. В качестве силового обеспечения была использована крымская самооборона. На первом этапе её основой стали бойцы распущенных Киевом спецподразделений милиции «Беркут», за мотивацию которых нужно благодарить новую украинскую власть. Для блокирования возможного противодействия со стороны подконтрольных Киеву частей ВС Украины в помощь к самообороне были направлены военнослужащие в статусе сотрудников ЧВК «вежливые люди». Они и далее использовались для наиболее ответственных акций по укреплению крымских властей. В Киеве оказались совершенно не готовы к такому повороту событий. Плана не было. Началась импровизация. В ответ на деятельность «вежливых людей», возле перешейка, отделяющего Крым от континентальной Украины, начали создавать войсковую группировку. По мере её создания выяснилось (известное давно всем желающим) состояние украинских вооруженных сил. В качестве охлаждающей воинственный порыв меры в кремле объявили о возможном вводе российских войск на территорию Украины. Украинское руководство не могло игнорировать угрозу и провело две мобилизации. Фактически с этого момента оно уже Крымом как таковым не занималось, а спасало Украину. Между тем, сохраняя выбранный темп, крымские власти готовились к юридическому оформлению результатов. Референдум о самоопределении Крыма был перенесен на более ранний срок. К моменту его проведения киевское руководство так и не определилось в мерах по сохранению Крыма. Истерия в СМИ развернутая для борьбы с российской угрозой обеспечила необходимый для России результат волеизъявления. Крымским властям не надо было отключать украинские ТВ каналы, в борьбе с Россией они работали на противоположный результат.

Вторая олимпийская война по времени заняла меньше месяца от 25 февраля по 18 марта. Я не знаю, кто занимался разработкой плана этой кампании, но она была проведена на высоком уровне. Реализация плана не встретила никакого серьёзного противодействия. Это очевидно даже профессиональным патриотам Украины. Украинская элита в целом оказалась совершенно не готовой к подобным действиям и заняла истерично-пассивную позицию. Россия вернула себе контроль над Крымом, решила проблему базирования Черноморского флота и поставила в невыносимо трудно положение украинское руководство, которое теперь вынуждено определиться со стратегией на будущее: жаждать реванша и заниматься перевооружением или же смириться с потерей и искать новый формат отношений с Россией. Стратегия реванша неподъёмна по прямым и косвенным затратам. Одно перевооружение вооруженных сил потребует колоссальных затрат несопоставимых с возможностями украинской экономики. Кроме того, как показал опыт Грузии, даже дореформенная российская армия представляет собой непреодолимую силу. В информационном плане перспективы тоже неважные. Крым избавлен от общеукраинских долгов и прямые инвестиции, которые ему обещают, превышают объем прямой финансовой помощи для всей Украины со стороны западных стран.

США фактически проспали Вторую олимпийскую, увлекшись прямыми действиями в Киеве. Теперь выгодная им комбинация невозможна не только на Украине, но и в мире. Им необходимо выстраивать партнёрские отношения с Россией, а тут опять необходимость противостояния. Перспектива заниматься двумя противоположными видами деятельности одновременно. Это чревато не только внешним, но и внутренним ослаблением.

ЕС получил наконец Украину, но эффект от её контроля будет обратным. Вместо освоения украинских потребителей придётся отвечать на регулярные запросы о финансовой помощи. Без неё стабилизация Украины невозможна. И тут опять-таки нужно договариваться с Москвой и не через украинское руководство, а непосредственно. Прямое участие США в украинском вопросе оказывает своё влияние на атлантическое единство через конфликт целей. Конечный результат это только усиливает. Само единство ЕС украинский кризис будет регулярно ставить под вопрос в силу опять же разных интересов европейских стран по отношению к Украине. В этом нет ничего удивительного, так как западная коалиция не смогла сформулировать адекватной стратегии по отношению к Украине, предпочитая сиюминутные цели и ситуативное реагирование.

Глядя на Первую и Вторую олимпийские войны, можно говорить о свойствах русской военной стратегии постсоветского периода:
- первоначальная инициатива отдаётся противнику;
- минимизация потерь как своих, так и противника;
- скоординированная деятельность дипломатов, финансистов, журналистов и военных;
- стремление к сокращению времени операции;
- включение планов противника в свои;
- недопущение создания враждебной коалиции.

Россия в очередной раз продемонстрировала действие доктрины Путина и логику борьбы с мировой гегемонией.

большая игра, Украина, США, война, ЕС, Россия

Previous post Next post
Up