1. Как он устроен? Где жить?
Этот мегаполис разделен водой на "две с половиной" части. Во-первых, Мраморное море (шириной в черте города несколько км) и пролив Босфор (от 0,6 км) делят город на азиатскую (юг) и европейскую часть (север). Во-вторых, залив Золотой Рог (Халич) делит европейскую часть на западную и восточную часть. Западная часть - это средневековый город (и остатки Византии) - Айя-София, Султанахмет, старый дворец Топкапы, бОльшая часть важнейших музеев. Восточная - город, в основном, 18-19 века, имперские дворцы, парки, военные школы... В восточной части города основные гостиницы и апартаменты находятся в районе площади Таксим, в западной - в Султанахмете. Селиться на азиатском берегу не стоит, разве только у друзей, за счет фирмы и т.д. - много времени будет уходить на дорогу. В Европе Султанахмет ближе к основным достопримечательностям, Таксим - к местам вечерних развлечений. До недавнего времени между ними была не слишком удобная транспортная связь, сейчас это улучшилось.
2. Транспортная связность
.
Сначала вода: Босфор пересекается двумя мостами, но оба далеко от центра, даже ближайший (Первый Босфорский) в Европе выходит на одну из окружных дорог. Поэтому Босфор пересекают водой. Между пристанями Эминоню (запад Европы), Бешикташ и Кабаташ (восток Европы) и, на азиатском берегу, районами Юскюдар, Харем, Хайдарпаша и Кадыкёй ходят морские автобусы (дениз отобус - включен в систему городского транспорта) и автомобильные паромы. Вдоль Халича, приставая к обоим берегам по очереди, ходит корабль - бывший дениз отобус (стоит столько же, но не работает единый проездной). Это же корабль частью рейсов доплывает до Азии (Юскюдар).
Такси и прочее на четырех колесах. Такси недорого на небольшие расстояния (до 10 лир - 160 руб. за 1-2 км), но может мертво вставать в пробках. Автобус то же самое, к тому же страшно набит в любое время суток. Таксиситы часто не говорят по-английски.
Рельсовый транспорт. Основа связности туристского Стамбула - скоростной трамвай Т1. Его линия начинается на западе, пересекает на пересадочной станции Зейтинбурну линию легкого метро (пересадка в аэропорт им.Ататюрка, до метро Хавалиманы), далее идет к центру (отстановка Юсуфпаша - второе, менее удобное пересечение с легким метро), проходит (остановка Султанахмет) все основные вкусности центра города, далее Сиркеджи - пересадка на жд вокзал (электричка), Эминоню (порт почти всех кораблей в Азию), по мосту через Халич - Каракёй (пересадка на фуникулер "Тюнель") - далее по берегу Босфора, конечная Кабаташ (пристань, фуникулер "Фюникюлёр", чуть дальше по берегу еще пристань Бешикташ). Ходит до полуночи, интервалы от 1-2 мин до 10 ночью.
Легкое метро: ближе всего к центру станция Аксарай (пересадка - неудобная - на трамвай Т1) - центральный автовокзал станция Отогар - Зейтинбурну (хорошая пересадка на Т1) - Хавалиманы (аэропорт им. Ататюрка - метро прямо в здании аэровокзала).
Глубокое метро: линия идет от Шишли (пересадка на фуникулер "Тюнель"), далее Таксим (пересадка на "Фюникюлёр"), Османбек (военный музей) и дальше куда-то там, куда нам не надо.
Электричка: от Сиркеджи (старинный вокзал Восточного Экспресса), через Йеникапы (паромы через Мраморное море), Йедиккуле (музей Семибашенного замка)...
Цены: почти все разовые поездки на кораблях, трамвае, метро оплачиваются жетоном, цена 2 лиры, на фуникулерах почему-то 3 лиры. Единый проездной стоит 7 лир (залог), называется Istanbulkart. Продается в немыслимых местах - у газетчиков, у продавца сока в переходе от трамвая к Тюнелю... Кроме залога, можно сразу положить определенную сумму. Ее потом просто пополнять в автоматах, которые есть в метро, в Тюнеле, на некоторых трамвайных остановках. Проездным можно платить за все названные транспорты, причем с него списывается не 2 или 3 лиры, а сумма от 1,75 до 1,00 (закономерности я не уловил - это зависит от числа сделанных пересадок и т.п.). То же и с автобусом, только на нем в принципе нельзя ехать без единого.
3. Связь. Роуминг. При покупке местных симок надо регистрировать мобилу в Минсвязи, иначе ее через несколько дней (в среднем через 10) блокируют. Мы не стали покупать местные симки, домой звонили по Скайпу, между собой обменивались СМС.
4. Деньги. Лиры. 1 ТЛ = 16 руб. (сейчас). Некоторые люди берут евро и доллары. Карты ходят, но были случаи, когда магазины и кафе не брали Визу Сбербанка, говоря "извините, странная карта". Обслуживает ли банкомат Маэстро - не проверял.
5. Еда. Вкусно и дешево, можно спокойно есть с самых простонародных местах (Буфе). Сытно пообедать на 6-7 лир - совершенно реально. Ассортимент продмагов (включая суперы) СОВСЕМ другой, чем в Москве, например, практически нет твердых сыров, хлопьев и мюслей и т.п. Или есть, но нужно очень уж знать места.
6. Рестораны и кафе сильно дешевле, чем в Москве, особенно оригинальные, не общеевропейских брендов.