Предыдущие части:
http://taki-net.livejournal.com/500698.htmlhttp://taki-net.livejournal.com/500781.html 5. Первый вечер, первое знакомство
Оформились, распаковались, я сбегал в супермаркет, попили чаю с тостами из микроволновки - вроде бы нежданный бонус, еще есть время немного погулять по городу. Выкатились на улицу и впервые накололись с картой - пошли по главной улице вместо переулочка, а улица, плавно и незаметно заворачивая, взяла на 90 градусов вправо, к морю, и вывела к Кучук-Айя-Софии, бывшей церкви святых Сергия и Вакха. Об этой маленькой (Кучук - маленькая) церкви рассказ будет позже, а сейчас мы по уже широким улицам, "наезженным" туристскими автобусами, вышли в правый угол площади Султанахмет. Ночью подсветка египетских обелисков, а также господствующих над площадью гигантских куполов Голубой мечети и Айя-Софии - впечатляет едва ли не сильнее, чем этот же вид днем. Рассказал коротко детям про Ипподром, про византийских "фанатов" ("голубых" и "зеленых") и их роль в политических разборках, пошли на остановку трамвая, что в дальнем левом (смотря от моря) углу площади.
Стамбульский трамвай №38 знаком каждому туристу, кроме совсем уже VIPов - он пересекает как раз наиболее насыщенную объектами часть города, вместителен (4 вагона, примерно половина московского состава метро), быстр (не стоит в пробках).
Кстати, я не знаю, почему у него такой номер - я никогда не видел никакого другого трамвая; судя по карте, изданной муниципалитетом, есть еще 2 маршрута. Жетон на проезд сейчас стоит 1.40YTL ("новых турецких лиры", $1=1.50YTL).
Еще одно примечательное обстоятельство. Остановки трамвая огорожены низеньким несплошным заборчиком (и в частности, полностью открыты со стороны путей, по которым снуют люди, переходящие улицу в неположенном месте). Оплата производится или жетоном, или магнитным ключом (akbil), т.е. никакой последующий контроль невозможен. За корректностью прохода следит дремлющий в будке охранник - один или двое на 4 секции турникетов и две длиннющих (напомню, вполовину москоской станции метро) платформы. Так вот, за все время (сейчас и в прошлую поездку) я не видел ни одного раза, чтобы кто-то обходил законный проход или сигал через турникеты и заборчики. Один из моих читателей сказал, комментируя прошлые части отчета - "рано им в Европу". Рано, видимо. В Москве, Париже и Нью-Йорке загородки капитальные, а через турникеты все равно сигают. При сходной цене проезда и не в пример более высоких доходах. Может, и турки дорастут до этого:-(
В это вечернее время интервалы трамвая около 10 минут (днем 4-6), расписание висит на остановках и соблюдается. Что интересно, в любое время суток он набит примерно одинаково - не так плотно, как московское метро в час пик, но количество стоящих больше чем сидящих. Обогнув Айя-Софию, мимо парка Гюльхане, вокзала Сиркеджи ("вокзал Восточного экспресса" - отсюда герои Агаты Кристи отправились в свою поездку за загадочным убийством), площадь Эминоню с сотней переполненных в этот час ресторанчиков - выехали на мост через Золотой Рог и вышли сразу после моста, на остановке Каракой (остановки в трамвае высвечиваются на дисплее и объявляются по-турецки и по-английски). По позапрошлогодним воспоминаниям, где-то рядом должен был быть Тюнель - нижняя станция метро-фуникулера из одного перегона. В трамвае я услышал, как две девушки по-русски обсуждали "через ... минут будем на улице Истикляль" (т.е. наверху), и решился спросить у них, когда вместе вышли из трамвая - а где тут Тюнель? "А что это такое?" Объяснил. "Да? А мы пешком наверх ходим". После чего обратились к сопровождавшим их 4 или 5 итальянцам на присущем им языке. Они оказались гидами!
Ну, нашли Тюнель без особого труда и даже успели на последний поезд (в 21:00). Верхняя станция Тюнеля находится в начале по-западному роскошной торгово-ресторанной улицы Истикляль. Вместо того чтобы толкаться в переполняющей ее веселой толпе, сели тут же на "ностальгический трамвай", проехали ее всю (около 2 км) до площади Таксим (это такой местный Дефанс - бывавшие в Париже поймут сравнение).
Посмотреть на Яндекс.Фотках Обратно прошись пешком, так что и потолкались вволю. После улицы Истикляль - пешком вниз по узеньким улочкам мимо Галатской башни (о ней еще будет), к трамваю, и домой, на площадь Султанахмет.
Да. Но Султанахмет - это еще не дома. И тут я совершил фундаментальную ошибку: вместо того чтобы вернуться кружным, но уже пройденным путем, повел вверенные мне народы по карте. Через переулки старого города, в темноте. Напомню, что по дороге "туда" карта вместо нужного переулка подсунула ведущую не туда, но хоть в цивилизацию улицу Кадырга Лимани. Сейчас на том месте, где по карте должен был быть наш Юзбеклер, был другой переулок, с вдохновляющим именем Шехит ("мученик", т.е. "шахид"). Строго следуя по этому переулку и следя за табличками на домах (они там были - это для Стамбула нетривиально, и кое-где были освещены) - мы сделали круг! У нас начался отчетливый мандраж. Мы пошли снова, в некоторый момент свернули в, как казалось, нужную сторону - и попали в тупик.
В темноте угадывалась какая-то компания. От нее отделился парень самого "такого" возраста (лет 20-23) и что-то спросил по-турецки. Я в ответ помахал картой и сказал "Юзбеклер сокаги, Кадырга Лимани джадесы"). Перекинувшись несколькими словами, другой парень сделал приглашающий жест следовать за ним, и мы пошли... Шли мы, судя по карте, совершенно не туда - и с какого-то незнакомого переулка опять (третий раз) выскочили к мечети Сокуллу. После приличествующих случаю "сенкьюверимач" и рукопожатий собрались под фонарем на мечети, уняли дрожь, еще раз изучили карту, убедились, что на ней улица Шехит действительно изображена подковообразной (но с другой стороны мечети, правда), сориентирвались, где примерно море и решили взять курс на парк у комиссариата - в надежде мимо не промазать... и тут - первый же переулок от фонаря оказался увенчан табличкой Юзбеклер! Еще три минуты - и мы дома; правда, в темноте проскочили свой дом и вылетели на Кадырга, но это уже быо мелочью.
Да, а больше я ни разу не заблудился в нашем районе ни днем, ни ночью - а мы ходили гулять по ночам, безошибочно выходя на все запланированные точки и возвращаясь домой.