Читать тем, кто уже имеет дело с этой болезнью в виде больных родственников. Может помочь кое-что понять. Читайте всё, я выбрала в три странички самое-самое из 90-ти страничной методички, чтобы вы уж точно не устали от большого количества текста и не пробегали его по диагонали.
«Деменцией» называется комплекс множества симптомов, которые могут быть вызваны различными заболеваниями, влияющими на головной мозг. Дементивное заболевание характеризуется, прежде всего, следующими симптомами: проблемы с памятью, проблемы при оценке ситуаций и проблемы с логическим мышлением. Эти симптомы могут в свою очередь привести к проблемам в общении, в повседневной жизни, при уходе за собой и к изменениям поведения и личности.
Один из наиболее частых видов деменции - это болезнь Альцгеймера. Кроме этого существуют ещё и васкулярные деменции, как мультиинсультная деменция (которая вызывается множеством маленьких инсультов), или такие формы деменции, которые возникают совместно с заболеванием с тельцами Леви, болезнью Пика, хореей Гентингтона, а также с болезнью Паркинсона.
Все эти формы деменции - прогрессирующие, что означает, что симптомы всё больше ухудшаются и лечение невозможно.
Ни один больной деменцией не похож на другого больного деменцией. С одной стороны, могут быть поражены различные части головного мозга или же одна часть, но по-разному, так что их влияние существенно различается.
С развитием деменции для обеих сторон становится всё сложнее понимать друг друга. Каждая попытка контакта или общения становится обоюдным испытанием.
Это огорчает и самих больных, поскольку у них есть собственная воля, собственные предпочтения, потребности и привычки, как и у любого другого человека, и они сформированы жизненным опытом и собственной биографией. Разница состоит в том, что их личности и их деятельности не хватает внутренней связности, которая была бы понятна другим людям. Их собеседникам зачастую бывает очень сложно понять смысл того, что они делают или говорят.
Но вы уясните главное: это обстоятельство со стороны страдающего деменцией может выглядеть совсем по-другому: собственные действия и выражения кажутся ему в конкретной ситуации имеющими смысл, целенаправленными и следующими внутренней связности. Поэтому он зачастую не понимает, что говорят или делают другие люди, которые считают себя здоровыми, и что они хотят. Ему непонятно, почему совершенно чужая женщина утверждает, что она - его дочь, и ведёт себя соответственно. Это поведение, возможно, воспринимается как нарушение границ, которое вызывает страх и защитные действия.
Подойдёт к вам на улице незнакомая и будет утверждать, что она ваша родная сестра, да ещё и настаивать и совать вам еду в руки и рот - вы же шарахнетесь? Вот и там так...
Агрессия, крик, сильное стремление двигаться, а также пассивное отстранение и депрессивное поведение вполне могут быть попыткой страдающего деменцией быть понятым, разобраться с путающей его ситуацией. Это, возможно, не столько неизбежный симптом болезни, сколько попытка выразить себя, выразить эмоциональную нужду.
У здорового человека с помощью мысленных образов и старых воспоминаний в мозгу формируется понятие. Понятие можно представить как набор множества картинок в мозгу. Вам сказали: «Лимон» и вы тут же представили его - жёлтый, кислый. Или «любовь» - и у вас тоже свои ассоциации с этим возникают, чувство, имя..
Эти картинки - воспоминания, которые сохраняются в мозгу, о вещах и событиях жизни.
Каждый день приносит новый опыт, который преобразуется в информацию или в воспоминания и записывается в памяти. Эти свежие воспоминания со временем становятся старыми воспоминаниями и откладываются в «хранилище памяти», долговременную память.
Самая большая проблема для страдающих деменцией - это формирование собственных понятий и осознание понятий других людей.
Мысленные картины, которые помогают создать в голове понятие, у этих людей не полностью связываются между собой. С другой стороны, возникают мысленные картины, которые сбивают с толку и смысл которых больной понимает с трудом. Для страдающего деменцией удержать в уме какое-нибудь понятие может быть сложно: мысленные образы все время улетучиваются, как песок струится сквозь пальцы.
Большинство проблем в общении страдающих деменцией обусловлены проблемами формирования понятий.
Воспоминание о событии, которое случилось ДО заболевания, уже прочно отложилось в памяти и было тщательно зафиксировано, пока мозг ещё эффективно работал. А вот с тех пор как началось…
При деменции - легкой или тяжёлой - больной лишь с трудом может вызвать в памяти недавние впечатления. У них отсутствует или почти отсутствует кратковременная память. Так, этот человек может не вспомнить больше, что он ел сегодня на завтрак, и что он вообще уже позавтракал. Из-за болезни ему тяжело сохранять новую информацию в памяти. Поражённый мозг сталкивается с проблемой при удержании нового опыта и информации и сохранении их в памяти, чтобы впоследствии вновь возвратиться к ним или ссылаться на них.
Но также часто бывает, что больной не совсем «забыл», что произошло. Он просто неправильно зарегистрировал это событие.
Свежие воспоминания, которые больной деменцией может хорошо помнить, - это могут быть те, которые связаны с сильными чувствами, например, с потерей близкого друга или родственника, или же какое-то радостное событие. Чувства помогают памяти зафиксировать событие и тем самым поместить его в хранилище «старой информации» на долгое время.
Однако и старые воспоминания страдают тем сильнее, чем дальше прогрессирует деменция. Страдающему лёгкой деменцией обычно не очень тяжело извлекать старые воспоминания из «архива», то есть из долговременной памяти. Если болезнь прогрессирует, человеку становится всё тяжелее найти «правильные» воспоминания. Старые воспоминания, так сказать, выпадают из архива и исчезают навсегда.
Не существует «патентованного рецепта», как обращаться с этими сложностями в общении. Лучше всего действовать методом проб и ошибок, пока не выяснится, какой подход к конкретному человеку в конкретной ситуации оптимален.
Если понять, как и почему страдающий деменцией действует так, как он действует, то это поможет выяснить, как реагировать на его поведение наилучшим образом. Большинство проблем общения можно, например, объяснить тем, что больной испытывает трудности с тем, чтобы вызвать в сознании мысленные образы, понятия и воспоминания. Реплики и поведение, которые кажутся ухаживающему за больным иррациональными, на самом деле являются попыткой, упорядочить хаос в голове (перемешанные понятия и образы) и извлечь из этого смысл, или же попытку правильно «функционировать» без необходимых понятий и воспоминаний
Помогает также и постоянное напоминание о том, что страдающие деменцией вовсе не осознают, что они делают или говорят что-либо неправильное, поскольку у них проблемы с мыслями и образами в голове. Попробуйте поразмышлять над тем, как бы Вы себя чувствовали, если бы Вам неожиданно кто-нибудь начал говорить, что Вам следует делать, как Вам это следует делать, куда Вам следует идти, когда Вам следует туда идти и т.д. Сами же Вы думаете, что с Вами всё в порядке и что другие, постоянно мешая, вмешиваются в Вашу жизнь. Большинство людей возмутились бы этим, разгневались бы, отчаялись бы и дошли бы до нервного истощения.
И ещё важное: Словами можно передать очень сложные представления или понятия. Но и невербальная коммуникация тут очень важна, поскольку она применяется совместно с вербальным общением, чтобы подчеркнуть значение слов. Можно, однако, выражать свои мысли совсем без помощи слов - именно невербально, жестами и мимикой, интонацией, язык тела, жесты, прикосновения.
Запомните: больные деменцией обладают удивительной способностью считывать настоящее отношение здорового к нему по невербальным знакам. Он не воспримет ласковое слово, если оно будет произнесено с равнодушием или злостью, или брошеное вскользь, или с мимикой раздражённого и усталого человек, - он ЭТО считает с вас, а не «милый» или «папа».
Есть такой феномен. Даже уже находящиеся в самой последней стадии, не говорящие, лежачие понимают ваши негативные эмоции. Или любовь.
Дементы умеют видеть человека насквозь.
Теперь пару ответов на самые распространённые проблемы и вопросы (берутся сразу все стадии. Так что к кому-то уже дошло, а кому-то ещё предстоит, но может и минует):
«Он постоянно задаёт один и тот же вопрос» Почему?
Одно и то же понятие (мысленный образ) снова и снова формируется в голове и формулируется им как вопрос.
Он забыл ответ, который ему уже дали. (отсутствие кратковременной памяти)
Он забыл, что уже задавал этот вопрос. (отсутствие кратковременной памяти)
Решение:
Избегать конфронтации.
Не говорите: «Вы это уже спрашивали»
Давайте ни к чему не обязывающие ответы, например: «Я не уверен» - «Я не знаю»
«Он кричит на меня и ругается» Почему?
Больному сложно оценить ситуацию и мыслить логически. Поэтому для него проблематично посмотреть на мир глазами другого. Это в свою очередь может привести к недопониманию.
Эта проблема возникает тогда, когда ухаживающему сложно избежать конфронтации, поскольку он занят ещё какой-нибудь проблемой, своими делами.
Не принимайте это поведение на свой счёт.
Попытайтесь не думать о том, кто в этом «виноват».
Никто.
Научитесь предугадывать такие критические ситуации. Попытайтесь тогда избежать их или найдите способ обходить их. Если больной, например, постоянно носит грязную рубашку и раздражается, когда ему на это указывают, незаметно поменяйте рубашку на чистую до того, как он оденется. И не говорите ничего про рубашку.
И помните про то, что вы ему чужой, (он вас не помнит) который постоянно рядом и указывает ему как жить, что есть и что надевать. Это кого угодно злит.
«Он говорит вещи, которые просто неправильны». Почему?
Мысленные понятия, или же образы, смешиваются и становятся неясными для больного: он не может отделить их друг от друга. Часто эти смешанные понятия связаны со временем, т.е. зачастую настоящее этих людей - это их прошлое.
Поэтому не поможет ваше утверждение, что он больше не работает (в школу не ходит). Этот ответ может привести к дискуссии, раздражению или возбуждению. Лучше отвлеките его встречным вопросом: «Ваша работа, наверно, была очень интересной?» или осторожно и тактично смените тему. Попытайтесь переключить внимание на что-либо другое, предложив больному какую-нибудь деятельность: «Цветы надо обязательно полить».
«Он беспрестанно говорит о прошлом» Почему?
У него проблемы с новыми воспоминаниями. Без этих новых воспоминаний у памяти остаются лишь старые воспоминания (долговременная память), с которыми она и работает.
Он чувствует бoльшую уверенность (в себе), говоря о том, что он хорошо помнит.
Решение:
Не говорите: «Ну вот, опять твоё прошлое!» Или: «Да я это уже сотню раз слышал». Он не помнит, что он сто раз рассказывал и испытает все негативные эмоции от этого ответа - растерянность, обиду. Ну зачем вам лишний раз обижать и так несчастного человека...
Попробуйте отреагировать незначащими фразами, если Вы уже не можете вынести ещё один рассказ одной и той же истории. Например: «Да, верно»
Но лучше постараться отнестись к рассказам положительно, если больному явно нравится рассказывать о прошлом. Если он путает прошлое и настоящее, попробуйте осторожно перенести сказанное в правильный контекст. Например: «Да, это было давно. Вы тогда жили в Рязани».
«Для него проблематично даже принятие простейших решений. Иногда он не может даже решить, что он хочет съесть на ужин» Почему?
Понятия (мысленные образы и представления) продуктов питания и блюд просто не оформляются у него в голове. Человеку сложно составить картину содержимого холодильника или того, как приготовляется пища и какие продукты для этого необходимы.
Не говорите: «Подумай о том, что мы будем есть на ужин».
Реагируйте целесообразно. Сделайте предложение: «Давай сегодня приготовим рыбу! Сегодня мне хочется рыбки».
«Он путает слова» Почему?
В мозге может возникнуть нечто вроде «короткого замыкания», т.е. мозг выбирает неправильное слово для искомого понятия (мысленного образа).
Само понятие неясно для больного, поэтому он не может найти правильное слово
Решение.
Не обращайте внимания на ошибку. Просто не комментируйте её.
Если больной заметил, что произнёс неправильное слово, помогите ему найти нужное.
Продолжение следует завтра или послезавтра.