ЭПОХАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ, часть 1!
Запасайтесь трафиком, и поверьте, это того стоит!
Для любознательных - сразу раскрою карты. Посмотреть весь наш маршрут, пронумерованный по дням, можно
на яндексовой карте. Треки мы писали то в навителе, то в озике, то в гармине, единого файлика нет, поэтому только вот так.
В дороге я записывала заметки в тетрадку, и вашему вниманию представляются фрагменты этих записей, перемежаемыми моими нынешними воспоминаниями и неослабевающими впечатлениями.
О Севере мы начали мечтать давно - еще прошлым летом загадочное манящее Белое Море начало туманить разум. Чем ближе подступала пора отпусков, чем больше мы читали об этом месте, чем больше смотрели фотографий и читали отчетов - тем яснее становилось, что да, поедем мы именно туда. Ни перманентные финансовые трудности, ни неразбериха с составом экспедиции, ничто нас не смогло остановить.
Маленькое пояснение. Ехали мы двумя машинами - двумя Нивами практически одинакового грязного цвета, одна - Андрюхина, вторая - наша. Состав второго экипажа - я, Игорь, Марьяна и кролик :) Различить машины, тем не менее, легко - у Андрюхи на крыше "кепочка" багажника Thule, который мы ему любезно скинули, а у нас на крыше украшение в виде люстры, а на багажнике - запаска.
Итак...
14.08.2011, день 1,
СПб-Лодейное поле, пробег 240 км
Выехали мы около 5 вечера. Все вещи сгрузили в нашу ниву - для экономии времени было решено встречаться с Андрюхой на диораме в Кировске. Ехали с трудом - для увеличения проходимости поставили колеса побольше, и в результате на каждой кочке машина проседала и цепляла арками колеса с неприятным звуком.
Встретились, перегрузились, поехали. Но проехали немного - отъехав от места старта на сотню километров, мы почувствовали странные "толчки", а затем услышали непонятный шелест, переходящий в скрежет. Пришлось остановиться посмотреть, что это такое. Сначала подумали, что открутились гайки. Потом - что отлетели крепления задних тормозных колодок. С третьей попытки удалось установить диагноз - полетел подшипник передней ступицы. Решили ехать на стоянку, и там уже чиниться. Нас приютило родное уже озеро напротив Ал. Свирского монастыря. Традиционное место было занято - встали чуть подальше, на не менее оборудованном и уютном берегу.
Вынуждена признать, ставить палатку и готовить ужин в кромешной темноте при наличии мелкого, убегающего в лес ребенка -то еще удовольствие. Вдобавок своих дров у нас не было, а имеющиеся на стоянке отсырели, так что развести костер было тоже непросто. Но наконец, костер разведен, вкуснейшие куриные бедрышки жарятся на гриле, макарошки с соусом шкворчат в котелке... Уложив М., мы предались чревоугодию, а затем и сну.
15.08.2011, день 2й,
Лодейное поле - Медвежьегорск, пробег 332 км
Утром Андрюха отправился за запчастями. Сам подшипник у нас в запасе был, но Игорь решил менять все в сборе, раз уж мы недалеко от нас. пункта и есть такая возможность.
Я проснулась ближе к полудню - Игорь с М. уже умылись и позавтракали, накормили кашей меня.
На завтрак слетелись утки - прикормленные, наглые. Дрались за еду, махали крыльями, показывали кульбиты.
Андрюха весьма удачно поймал одну анфас:
Попив чаю с вкуснейшими домашними овсяными медовыми печенюшками, мы занялись ремонтом ТС. Посмотрев на часы, решили сразу и пообедать - чтоб уже не терять время потом. Затем пришлось "поиграть в тетрис" - запихать весь запасенный скарб в машину и распределить его так, чтобы с одной стороны был доступ ко всему нужному, а с другой чтоб равномерно распределить вес, и колеса не скребли об арки.
Наконец выехали. В дороге и я, и М. замечательно выспались. Тем временем доехали аж до Медвежьегорска. М. шкодила -сначала чуть не выпила средство для мытья посуды, а потом отгрызла зайцу глаза. Теперь мы знаем, что постоянно происходит с его глазами!
Близ Медвежьегорска очень симпатичный каменный каньон:
Поехали искать ночевку - и почти сразу нашли неплохое месточко у Юстозера. Гречка подгорела - и благодаря этому нам открылись прекрасные ночные пейзажи, опять Андрюхины шедевры:
16.08.2011, день 3й,
Медвежьегорск - Полярный круг, пробег 455 км
Утром была поставлена цель - выехать до полудня. И цель удалось блестяще выполнить - выехали ровно в полдень)))
М. окончательно освоилась в лесу, играла с шариком, помогала собирать вещи. Умываясь, умудрилась слегка искупаться, благо вода в Юстозере теплая. Укладка на этот раз достигла совершенства, однако на ямах колеса все равно шкрябали. В Медвеждьегорске удалось купить проставки в пружины - и сразу ехать стало веселее. Ближе к 5 часам М. начала капризоить - пришлось устроить привал, очень кстати подвернулась симпатичная речка Летняя с удобным джиперским подъездом прямо к берегу:
Перекусив и отдохнув, мы отправились в дальнейший путь (фото Андрюхи):
Близ нас. пункта Лоухи, что в 50-ти км от Полярного Круга, честный гаишник выписал нашему тандему штраф за превышение скорости - 57 в зоне действия знака 40. В обмен на квиточек мы получили бесценную информацию о возможном месте ночлега.
Пейзаж неуловимо менялся, чувствовалось дыхание осени - кое-где глаз радовали желто-оражневые листья.
Ну вот и 1000 км от дома. До полярного круга осталось совсем чуть-чуть, время пол 11го, а вопрос с ночевкой остается открытым... Закат был очень интересным - справа, на западе, небо желто-голубое, а слева, на востоке, лиловое небо, розовые облака и уже взошла луна. Но мы торопились искать ночлег...
Наконец добрались до стеллы "Полярный круг". Само место вроде символичное -но ленточки, марлечки, тряпочки, носки и даже кроссовки, развешенные тут и там, смотрятся совсем неопрятно.
Темнело непривычно долго - за полярным кругом еще длятся остатки "белых ночей".
Закат:
17.08.2011, день 4й,
Полярный круг - Кузомень, пробег 346 км
Утреннюю тишину нарушил гремящий камаз - оказалось, что воду из этого озера строители используют для ремонта дороги. Мы знали, где встать))) Позавтракав под грохот водозаборника, отправились в путь. Кандалакша встретила нас настоящей осенью - повсюду желтые листья, местами уже опавшие. Хотя на солнышке - очень тепло. Немного покружив по городу, нашли путь к Белому морю. Вид сверху - обалденый:
И Андрюхин новый объектив не подкачал:
Прокатились по лесу вдоль берега моря:
И наконец мы добрались до реконструкции древнего лабиринта.
На Кольском полуострове есть несколько таких лабиринтов, или, как их называли поморы "вавилонов". Время их создания - приблизительно 2000 лет до н.э. Зачем древние жители здешних мест создали их, до сих пор неизвестно. Предположительно, лабиринты служили для каких-то рыбацких магических ритуалов. Кандалакшский лабиринт был расчищен (и недостающие камни обновлены) в наше время.
Информация отсюда.В поиска лучших кадров, пришлось залезть на дерево.
Обеденный привал устроили здесь же, неподалеку, на берегу Белого моря.
Мы попали в отлив - весь берег был покрыт желтыми водорослями, прицепившимися к ним мидиями:
На камнях гнездились непонятные ракушки:
Дары моря во всем своем великолепии. Только прогуливаться по всему этому не очень приятно - все хрустит, трескает и лопается под ногами. Хотела искупаться - вода прохладная, но не холоднее, чем в Неве, только добраться до глубины, пробирась через заросли водорослей, оказалось слишком противно. Так что этот пункт обязательной тур.программы мы пропустили.
А вот Андрюхины пейзажи:
Пока пили чай - начался прилив. Да такой быстрый! Так и не успела я сфоткать мидий на водорослях крупным планом :(
Затем заехали на р. Ковицу, посмотреть порог Черный Падун. Поначалу меня привлекло в нем только название - но потраченного времени было не жаль, порог вполне может быть назван настоящим водопадом:
Проезжали милую деревеньку на берегу моря - фото Андюхи:
Потом наш путь лежал к Умбе, а дальше - к самой северной на европейской территории России песчаной пустыне.
Вики говорит, что вообще это не пустыня, а просто массив слабозакрепленных песков, но так ведь звучит намного интереснее:)
Лес вокруг сменился тундрой. Ехали мы, ехали, вот уже и шоссе сменилось гравийно-песчаной дорогой, а пустыни все нет. Наконец свернули в правильном направлени - и попали в прекрасный, сурреалистический лес: песчаные дороги, разветвляющиеся, и почти сразу вновь сходящиеся, а вокруг - бледно-зеленый мох и мелкие, низенькие сосенки. Потрясащее место.
Поблуждав в этом лесу немного, выехли в песчано-трявяные дюны, некая переходная зона между тундрой и пустыней. И не скажешь, что Север России - вполне себе африканский пейзаж. Песчаные холмы, поросшие травой и мхами, низинки, в которых пробивается непонятное черное мхистое"нечто", и редкие сосны-недоросли, с маленькими "шишатами".
(фото Андрюхи)
А рядом - берег Белого моря, с твердной, влажной, узорчатой песчаной грядой.
18.08.2001, день 5й,
Кузомень - Восточное Мунозеро, пробег 206 км
Ночью мы подмерзли - пришлось утепляться свитерами. М., как всегда, показала себя самой закаленной - гуляла по ледяному песку босиком. Утром солнышко пригрело - и мы поехали наслаждаться местными деталями.
Пустыня совсем не безжизненна - в ней растут ягодки
водяники, она же шикша:
Маленькие странные сосенки:
С мелкими шишатами:
Черные лишайники расцветают зелеными перьями:
И даже встречаются цветы:
Судя по следам - присутствует здесь и фауна:
Не удержались - и поехали кататься по песчаным барханам:
Посреди пустыни - кладбище. Говорят, иногда ветром песок сдувает - и обнажаются кости:
Местами песок покрыт тонким слоем плоских красных камней:
М. бредет - о нет, кажется, это не М., это суровый шериф Эмсон и его верный помощник МакКроль, они отсчитывают шаги - и вот Эмсон выхватывает револьвер и подстреливает бандитос. На заднем плане звучит музыка из фильмов про Дикий Запад:
фото Андрюхи
Посетили местную достопримечательность - "Пляшущее дерево":
Кузоменьские пески - искусственная пустыня. Странное соседство - пустыня с одной стороны граничит с морем, а с другой - упирается в речку.
В середине XIX века в результате вырубки лесов образовались подвижные пески - и теперь лес уже не может восстановиться. Пустыня продолжает расти - ветер наносит песок на новые территории, засыпает и лес, и реку.
Для предотвращения распространения песка строят "заборчики":
Ужаснувшись расходу бензина по песку - 35 л на сотню! - мы отправились в обратный путь. При дневном свете тундровый лес не казался таким волшебным, как при сумеречном. Зато я потрогала ягель на ощупь - он оказался твердым и немного упругими. Ковер пружинистого мха.
Запасы пресной воды пополнили из лесного родника. Уезжали во время отлива - берег моря меняется до неузнаваемости, а впадающие в море реки практически "пересыхают". Заехали в сувенирный магазинчик в Умбе, закупились магнитиками. Приветливый продавец рассказал много интересного и сориентировал по дальнейшему маршруту. На выезде из города собрали бруснику - целый контейнер.
И поехали по знаменитой дороге Умба - Октябрьское, на картах обозначенной как "дорога с твердым покрытием", а на деле представляющей собой лесную дорогу средней категории убитости - больше 40 разгоняться чревато. Остановились в заброшенной деревеньке близ озера Восточное Мунозеро.
19.08.2011, день 6й,
Восточное Мунозеро - Октябрьский, пробег 91 км
Утром мошки разлетелись, и собраться удалось без всяческих помех. Отправились дальше - по ответвлению дороги, которая уже честно представлялась на карте лесной тропой. Признаюсь честно, если бы мы поехали второй раз - снова по дороге Убма-Октябрьское я бы не поехала. Да, симпатичные детали там есть и в целом дорога интересная, но оооочень утомительная, и на второй день этот каменно-водный триал уже надоедает - а ведь еще надо посетить столько интересных мест!!
Очень красивый лес - мох, цветы, грибы, ягоды, брусники просто море:
Веселая, каменистая дорога. Местами попадаются разрушенные мосты - приходится пересекать ручейки в брод.
Вот перед одним из таких бродов мы тормознулись для фото-фиксации, и тут у нас потекла помпа. Пришлось устраивать обеденный перерыв раньше запланированного.
Починившись, отправились дальше. Преодолели несколько пугающих луж. Мои модные сапожки - хит сезона :)
Горы замаячили вдали - и это придавало сил:
Погреб в заброшенной деревне Муна:
Жизнь потихоньку возвращается в эти места - на лето в деревни приезжают из Умбы бывшие хозяева, которых когда-то отсюда выселили.
ВПП заброшенного
аэродрома Хариусный (фото Андрюхи)
Полоса заброшена уже черт знает сколько лет - а кажется, что все во вполне работоспособном состоянии. Только редкая поросль пробивается местами.
Гонять по впп не стали - бензина оставалось впритык.
Близ Октябрьского дорожка оказалась весьма богата встречными машинами - помимо уазиков и нив попались даже Nissan Almera, а потом и Matiz!
Это все развращающее действие пятницы - местный народ отправлялся на охоту)
После Октябрьского отправились дальше - до Ревды. Уточнив у местного жителя дорогу, смело ринулись в путь. У меня лужефобия - поэтому по лужам прокатились с ветерком:
Проехали "аномалию" - где местные, следуя
примете, обязательно принимают по 50 грамм, иначе дальше дороги не будет.
Но мы люди не суеверные, и за рулем не пьем))
Попали в волшебное место у маленького озерца. Мхи, пески, ягоды. Похоже на лес из мультфильма Принцесса Мононоке.
Где сосны рвуууутся в нееебо... (Фото Андрюхи)
И очень красивый закат:
Андрюха собрал коллекцию коряг-динозавров:
Ночью был слышен далекий вой и даже рев, но никаких диких зверей мы не заметили - не считая старых следов лося в озере:
20.08.2011, день 7й,
Октябрьский-Хибины, наш пробег - 10 км, Андрюхин - 220 км
Утром меня разбудили словами - "иди фотографировать, как на том берегу медведи пасутся!" Я вскочила с криком "фотик в машине!!!", но оказалось, что это всего лишь такая бодрящая шутка :-D
Хотели поехать по знаменитой среди джиперов дороге 1000 ручьев. Но в самом начале пути полетел подшипник задней полуоси. Для починки на месте не хватало запчастей - пришлось экипажу разделиться. Мужчины поехали в Кировск - дорога до Октябрьского вполне проходима и для одной машины, а дальше там и вовсе асфальт - а мы с М. остались ждать их в лесу. Гуляли, играли, лепили из пластилина, смотрели мультики, грызли печенье, и опять все по кругу...
Стремновато, конечно, в одиночку в диком лесу - поэтому я особенно напирала на просмотр мультиков внутри машины)))
А мужчины преодолевали 20 км бездорожья и 40 км шоссе. Ждали мы их немного-немало - целых 6 часов. По дороге они оторвали глушитель - но все-таки примчались к нам. Перекусив макарошками, стали ремонтироваться. Полчаса мучений - и оказалось, что полуось купили от другой модели моста...
Надо было все-таки выпить на аномалии...
Время - 19 часов, до ближайшего магазина автозапчастей - 2-3 часа езды - шансов купить сегодня нет... Неужели придется потерять и этот день, и еще следующий на ремонт?
И тут Игорю в голову пришла гениальная мысль махнуть одной машиной в Хибины. В ночь приедем, переночуем, утром обратно, купим запчасти - и вуаля, один день в выигрыше)
Сказано - сделано, все барахло покидали в нашу Ниву, для маскировки разобрали рядом Андрюхину палатку - все равно он спит в машине - и налегке на Андрюхиной ниве отправились в путь! Часов в 11 ночи проехали Кировск - и здравствуйте, горы!
Хибины ночью - это что-то потрясающее. Не передать ни словами, ни фотоаппаратом. Я не буду и пытаться, просто вот вам одна фотка:
21.08.2011, день 8й
Хибины - Октябрьский, Андрюхин пробег 122 км
Утром, пока мы любовались пейзажем...
...наглая птица с красным хвостом и большой мордой, стащила Марьянкин бутерброд. Пришлось их прикармливать для фотосессии:
Помчались дальше - мимо базы спасателей. Там висят указатели, кто откуда посещал это место:
Мы на скорую руку внесли свой скромный вклад:
Заехали поглядеть на водопад Рисчорр на реке Рисйок - один из самых крупных водопадов в Хибинах:
Фотографировать горы - неблагодарное занятие. Мозг взрывается от их красоты и величественности - а на фотках смотрится посредственно.
Но что есть...
Мои скромные потуги:
Этот экземпляр - в нашу копилку динозавриков:
А это - Андрюхины шедевры:
На этой Андрюхиной фотке мне нравится машинка - а) она нива; б) она синяя, как и наша, оставшаяся в глухих лесах и в) она подчеркивает масштаб
Вот во что его машинка превратилась, после песчаных дюн, пыльных лесных дорожек и не менее пыльных горных перевалов:
Пофотографировав красоты и полюбовавшись пейзажми, поехали в Кировск, искать запчасти.
Кировск глазами Андрюхи:
Ну разве это Россия? Неровности асфальта в фотошопе замазать - и вполне покатит на иллюстрацию к голивудскому фильму:
Поиски запчастей в Кировске оказались тщетны - во всем городе в воскресенье работают лишь 2 магазина (из 3х), и нужной там нет. Метнулись в Апатиты - Мекку хибинских автомобилистов. Магазинов много, но в наличии нужного нигде нет. Были мысли купить мост целиком - но его ж еще надо довезти (а на крыше у нас закрытый багажник-гроб Thule), и потом его в лесу менять... Ребята решили пойти на авантюру - менять подшипник, кое как разбирая это все. Еще покатались по Апатитам, купили паяльную лампу (с модифицированной горелкой, если что - можно использовать как огнемет!), зашли в продуктовый за булочками с йогуртом вместо обеда - и помчались в обратный путь.
Пост ДПС на выезде из Кировска излучает любовь и счастье!
А ручеек поблизости - на скорости 90 км/ч ломает мозг))
Очень мне нравится, что во многих названиях сохранились корни древнего языка саамов: чорр это гора, йок - ручей, река, явр - озеро.
Теперь мы были умнее - заехали на аномалию, и, как полагается, выпили и запили водой из родника. Действительно, после этой процедуры дорога показалась ровнее - то ли алкоголь подействовал, то ли Аномалия, а может, Андрюха уже выучил все кочки, туда-сюда бесконечно катаясь...
Наконец доехали - ура, наша нива нас ждет, цела и невредима, и хайджек на крыше нетронут. И разобранная для маскировки палатка оказалась очень кстати - время уже приближалось к 11 вечера.
Ближе к полуночи, когда М. спала крепким младенческим сном, мужчины с развлекались с паяльной лампой и болгаркой, а я ковырялась в отснятом фото-материале, с озера донеслись всплески воды. Я сначала не придала значения - ну, купается кто-то - и только через несколько минут до меня дошло, купается НОЧЬЮ, кто-то, если судить по звукам, размерам минимум с большую собаку... А затем донеслись и звуки отряхивающегося шерстяного зверя. Позже ночью Игорь тоже слышал звуки купания Того, кто Живет в Озере, однако познакомиться и пообщаться так никто к нам и не пришел.
А ремонт удался - паяльная лампа сработала на отлично, лопнувший подшипник был заменен.
22.08.2011, день 9й
1000 ручьев - перевал Геологов - Лопарская, пробег 184 км
Снова разложив вещи по машинам, отправились в путь - по "дороге 1000 ручьев".
Ручьев действительно много - почти каждые 100 метров. Может, их и не тысяча, но пара сотен точно наберется)) Местами есть объезды особо глубоких бродов по железке, все время проходящей рядом.
В целом дорога несложная, за исключением одной речки с большим камнем (АТшная резина уже плохо справлялась):
Еще была одна неприятная лужа с глубокой, вязкой ямой посередине. Но ее можно было объехать рядом через лесок.
И - там оооочень красиво! Ручейки журчат, бегут, пробиваются сквозь мхи и коряги, вокруг зелень, все искрится и блестит - я бы хотела там жить!
Ну и конечно, ехать среди таких пейзажей ооочень приятно.
Пара фоток от Андрюхи:
Андрюха сфоткал мох, покрывающий поваленное дерево - Миядзаки точно тут был!
Доехали до горы, пособирали бруснику - вот там ее море, а до этого, оказывается, были жалкие крохи! 3 л за 20 минут! И крупная, раза в два больше, чем наша ленобластная))
Вот Андрюха заснял бруснику - но плохо, плохо, на самом деле ее НАМНОГО БОЛЬШЕ!!!
Вид сверху:
Неожиданно выскочили на равнину. Слева - озеро Умбозеро и Хибины:
Справа - какие-то полузаброшенные строения, прямо - опять лес. Долго думали, куда же нам все-таки ехать. Прокатились до заброшенного завода:
И вернулись обратно на равнину. Поехали прямо - в сторону Ревды. Путь наш лежал в Ловозерские тундры. Нас поначалу очень удивило, что горы, размером не уступающие Хибинам, называют тундрами - но вики подтвердила, что таки-да, горные тундры вполне обычное дело :)
Про Ловозерье говорят, что там - родина снежного человека, и в советские времена бесследно пропадали группы геологов, но мы ничего паранормального не заметили)
Почти сразу нашли верное направление - и помчались по горному серпантину на вершину Алуайв:
Там в основном снимал Андрюха, М. капризоила и езду с частыми остановками категорически пресекала.
Вот вся наша честная компания - но без М, она убежала и фоткаться не пожелала:
Доехав до вершины горы, потеряли дальнейшую дорогу - пришлось делать перерыв на обед, пока мужская часть экспедиции ходила на разведку. С погодой повезло - хотя наверху и дует ветер, но солнышко жарит вовсю и в целом достаточно комфортно.
Машинка над обрывом:
Перекусив, отправились дальше на вершину. Дорога укатана тысячей джипов:
Она - там. Вершина:
Перевал Геологов нам покорился с трудом, машинка закипала, приходилось делать паузы и остывать.
Солнце уже садилось (а вдали - Сейдозеро, если верить интернету - это священное озеро саамов, одно из Мест Силы, наряду с Воттаваарой):
Андрюха заснял разлом:
И в целом закатные пейзажи:
Пофотографировали виды - и поехали обратно. М. капризоила, и уснула, а мы решили пока светло (остатки полярного дня!) махнуть в сторону Рыбачьего. Повернули на указатель «Мурманск - 120 км». Проезжали низины с туманом, и только чуть отвлеклись на завтрашние планы - смотрим, медведь через дорогу бежит! Оттормозились - а медведи уже на полянке, одна медведица и три медвежонка. Посмотрела на нас, голову из-за кустов подняла, но ждать, пока фотики сфокусируются, не стала, увела медвежат в лес.
Пофотографировав туман уже без медведей, отправились искать место ночевки. Туман поднялся жуткий - не видно ничего, кое-как на ощупь нашли бережок реки Кица, близ деревни Лопарская, разобрали палатку и спааать…
Но Андрюхе хватило сил заснять очередной фото-шедевр))