Посвящение в рыцари в средневековой Англии - где, как, зачем
Вдруг кому пригодится :)
Ритуал, знаменовавший совершеннолетие и заключавшийся в том, что юноше вручали оружие, в той или иной форме существовал, вероятно, с древнейших времен. Это типичный инициатический обряд. Так, еще римский историк Тацит, описывая германцев, упоминал, что юношам, ставшим достаточно взрослыми для участия в битвах, вождь племени вручал оружие. Единственный устойчивый элемент церемонии, регулярно упоминающийся в различных текстах до IX века - это опоясывание оружием. С развитием феодального общества ритуал, знаменующий взросление любого (лично свободного) юноши, превратился в обряд вхождения в ограниченное воинское сословие. Поначалу он отмечал достижение совершеннолетия, в том числе правового; с течением времени возникло разделение между землевладельцами, которые вели жизнь профессиональных воинов, по крайней мере в молодости, и теми, которые не вели. Первые, возможно, испытывали потребность в том, чтобы окружить свой род деятельности особой символикой; ношение оружия стало ассоциироваться, в первую очередь, с военной аристократией, сделавшей войну профессией. Кроме того, посвящение упрочивало личные связи между сюзереном и вассалами, что было весьма существенно.
На гобелене из Байё мы, предположительно, видим церемонию посвящения в рыцари короля Гарольда Вильгельмом Завоевателем. В раннесредневековой Франции обряд посвящения в рыцари был чисто светским. Король или другой дворянин высокого ранга слегка касался мечом или рукой шеи посвящаемого; во Франции со временем это стало исключительно королевской привилегией, тогда как в Англии у дворян, в первую очередь титулованных, оставалось право самостоятельно посвящать в рыцари, действуя как бы от лица короля (например, на поле боя). В «Деяниях Хереварда», созданных, вероятно, в XII-XIII вв., описана церемония посвящения главного героя - борца с норманнскими захватчиками - в рыцари аббатом Брандом из Петерборо, причем подчеркивается, что это и есть нормальная традиция англосаксов, которую те считали единственно законной. Это описание довольно долго воспринималось исследователями как исторический факт, а устойчивая церемония посвящения в рыцари не только считалась реально существующей у англосаксов, но и имеющей отчетливо религиозный характер, в отличие от норманнов. Однако, когда хронист первой половины XII в. Уильям Мальмсберийский описывает посвящение в рыцари Ательстана его дедушкой Альфредом Великим, у него нет и намека на религиозную составляющую обряда. Возможно, короли, хорошо знакомые с иностранными обычаями - такие, как Этельред, Канут и Эдуард Исповедник - действительно начали вводить в Англии обряд посвящения по образцу французского; в пользу этой теории говорит то, что посвящение в рыцари нигде не упоминается как чисто нормандский обычай, возникший после завоевания. Однако, если Гарольд впрямь получил посвящение от Вильгельма Завоевателя, это означает, что рыцарем он до тех пор не был, несмотря на свой возраст и воинский опыт - иными словами, посвящение в рыцари не было распространено в Англии даже при Эдуарде Исповеднике. Возможно, в середине XI века этот обычай в Нормандии обрел особое символическое значение, которого не имел в то время в Англии.
Сорок четыре среднеанглийских романа содержат описания церемонии посвящения в рыцари. Нередко это лишь краткое упоминание о том, что таковая имела место; в ряде случаев посвящение обозначается словом dub. Иногда оно обозначает всю церемонию, иногда только конкретное действие - прикосновение рукой или мечом к посвящаемому. По материалам латинских хроник XI-XII вв., где упоминается посвящение в рыцари различных королей, можно предположить, что главное действие изначально было одно - опоясывание оружием. Дополнительные элементы - вручение шпор, символический удар, особые словесные формулы, скрепляющие посвящение - вероятно, возникли позже. Также можно сделать вывод, что поначалу церемония проходила либо в замке сюзерена, либо на поле боя; впоследствии, с развитием идеи христианского рыцарства, она стала проводиться и в церкви (но на плюс-минус регулярной основе - не ранее XIII в.). Свою роль тут, в частности, сыграли труды Раймунда Луллия - неустанного пропагандиста образа рыцаря как слуги Церкви. Хотя, разумеется, воинов мирских и воинов Христовых сблизил еще Августин, а Бернард Клервоский в начале XII в. написал апологию священной войны - "Похвалу новому рыцарству", обращенную к тамплиерам - в XIII в. появляются книги, посвященные рыцарскому образу жизни, в которых рыцарское сословие последовательно рассматривается как христианский институт. Так к светскому ритуалу добавились некоторые элементы, знаменовавшие приверженность новоиспеченного рыцаря христианской вере - в частности, молитвенное бдение накануне посвящения.
В книге Раймунда Луллия обряд посвящения состоит из следующих подробно описанных этапов: 1) всенощное бдение перед алтарем, 2) месса, после которой посвящаемый должен принести священнику рыцарский обет и выслушать проповедь, касающуюся основных положений веры, заповедей и таинств; 3) препоясывание мечом (от сюзерена), 4) церемониальный поцелуй, 5) публичное оглашение, пир и турнир. Тем не менее, не стоит предполагать, что этому идеальному протоколу и впрямь регулярно следовали, приняв его за образец, как и утверждать, что христианская концепция рыцарства полностью преобразила средневековую феодальную систему. Конечно, документы эпохи свидетельствуют, что те или иные христианские элементы использовались в относительно ранних вариантах церемонии посвящения; так, уже в XI в. существовали некие формулы благословения новопосвященного воина (benedictio novi militis). Иоанн Солсберийский, богослов XII века, которого интересовали, главным образом, религиозные обязанности рыцарства, упоминает о том, что меч возлагали на алтарь (хотя и без уточнения, что это непременно входило в процедуру посвящения); сходное утверждение содержится и в письме Петра Блуасского (ок. 1135-1212). Можно предположить, что возложение меча на алтарь действительно стало одним из элементов, вошедших в обиход. А в некоторых случаях, судя по более поздним записям, посвящаемые действительно проводили ночь в молитве.
Посвящение, развившееся из древнего ритуала, когда юношу, достаточно взрослого для участия в сражениях, снабжали оружием, сохранило ключевую деталь: вручение меча. Из прочих же элементов, возникших позднее - ночное бдение у алтаря, надевание шпор, акколада (удар или прикосновение к шее или плечу) и т.д. - самой устойчивой оказалась акколада. Хотя изначально удар наносили рукой, в позднем Средневековье это стали нередко делать мечом. Оба варианта были известны и использовались в Британии в XIV в. Что интересно, в ряде случаев акколада, видимо, предполагала не одно прикосновение, а три.
Где же происходило посвящение?
Упоминания посвящений, происходящих при дворе, в хрониках довольно многочисленны. Подробный отчет можно найти, в частности, в рассказе о жизни Уильяма Маршалла, графа Пембрука. В 1167 году молодой Уильям стоял перед Гильомом де Танкарвилем, королевским наместником в Нормандии, от которого получил посвящение. Гильберт де Клер, граф Глостер, в 1264 г. получил рыцарские шпоры в ходе церемонии при дворе (эту честь ему оказал Симон де Монфор). В рыцарских романах неоднократно упоминаются церемонии, которые, даже в отсутствие конкретных подробностей, наводят на мысль, что они происходят при дворе короля или знатного лица.
Посвящение в рыцари на поле боя тоже встречается в рыцарских романах; так, две подобных сцены есть в аллитерационной поэме «Смерть Артура» (начало XV в.). Заметим, что и у Мэлори Ланселот посвящает Бомейна в рыцаря в ходе импровизированной церемонии под открытым небом, лишенной всех красот придворного обряда. Авторы, вероятно, рисовали себе эту «полевую» церемонию как упрощенный и укороченный вариант придворной, а не как некий особый обряд. Следует заметить, что на поле боя в романах посвящают, в основном, второстепенных действующих лиц; главные герои, за немногими исключениями, становятся рыцарями в ходе великолепной, заранее подготовленной церемонии.
Вполне логичным представляется, что упрощенная форма посвящения на поле боя использовалась с давних времен. Атмосфера битвы, вот-вот предстоящей либо уже идущей, и желание предводителей вдохновить своих воинов на подвиги делали этот момент особенно подходящим для посвящения. Хотя у нас нет ранних исторических свидетельств того, что такие посвящения действительно имели место, хороший пример мы находим в хронике Le Prince Noir.
Согласно этой хронике, Черный Принц, выстроив войско в боевой порядок накануне битвы при Наваррете (1366), посвятил в рыцари некоторое количество воинов, в том числе своего союзника, претендента на кастильский престол Педро Жестокого. Герцог Ланкастер также в этот день посвятил в рыцари двенадцать человек. Церемония происходила на виду у всей армии, но, учитывая обстоятельства, очевидно, была короткой. «Хроника» Фруассара описывает, как граф Бэкингем посвятил в рыцари нескольких оруженосцев накануне осады замка Фолан. Новоиспеченные рыцари возглавили яростную атаку и в конце концов одолели замковый гарнизон. Иными словами, можно предположить, что посвящение в рыцари на поле боя в XIV веке по тем или иным причинам случалось чаще, чем за сто-двести лет до того. Ни романы, ни хроники не описывают конкретики ритуала, однако можно предположить, что он состоял лишь из базовых элементов - вручения меча и прикосновения к шее/плечу. Слова Фруассара об отчаянной отваге рыцарей, только что получивших посвящение, вполне согласуются с описанием из романа Le Bone Florence of Rome, в котором шестьдесят молодых людей, ставших рыцарями на поле боя, первыми штурмуют вражеские укрепления.