Начало
здесь, остальное по
тегу, начинать лучше снизу, поскольку в ЖЖ записи идут «вверх ногами».
1 января 1983
«Бой в Крыму» [1] - очень хорошо! Меньше бы дыму - совсем был бы блеск!
Эти фото - как анекдот под номером. Ха-ха-ха! - только кому известно содержание номера.
В общем, основа мемуаристики. Никому не понятно, но автору кое-что известно...
Людмила Степановна - красотка и «эле» из интеллектуального мира. Что с ней? В больнице [2]?
А как это Вы, Борисова, нигде не оставили свой «живой портрет с картинки бледной» [3]?
Что каникулы? И что перед каникулами? Ставили? Играли? Как «Чародеи» со Стругацким? Я пропустила их. Очень жалею. В журналах моих возлюбленных читать нечего. Переключилась на В. Ф. Одоевского и мемуары о нём, где вычитала фразу, которая понравилась Пушкину: «К несчастью, мысль Одоевского не имеет пола».
Давняя хрупкая мечта ещё раз пройти программы филологического факультета по языку (и литературе, особенно русской, о ней - самое бледное представление. Вот только когда?).
Сейчас занимаюсь некоторыми темами по социолингвистике. Любопытно. И совсем «из другой оперы» по сравнению с моими привычными темами.
На встрече с учителями меня «повело»: облаяла Глазунова, хотя понимаю, что делать этого не следовало. Дамы «своими грудями» стали на защиту красоты и духовности, что есть, по их мнению, Глазунов. Расстались - каждый при своих интересах [4].
Что у Кривопишиной? Она остаётся в школе? Получила от неё письмо. Грустное. По подтексту ещё больше, чем по тексту.
Гончаренко остаётся пока в Журавке? - молодец. До конца года надо продержаться. Назло врагам [5].
А как местные методисты, имеют ещё до Вас вопросы и поучения?
Какие нетленки [6] сейчас воздвигаете?
Да, в Филол. науках, 1981, № 6 есть статья:
Ивлев Д. Д. Стихотворения О. Мандельштама и В. Маяковского. Опыт анализа.
На всякий случай, не помню, есть ли весь текст в статье, Мандельштама:
NOTRE DAME
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, - и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
Но выдаёт себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
(1912)
А Бажан-то читал Мандельштама! И Багрицкий тоже. Размер [7].
Будьте здоровы.
Роспись
Примечания
1. В поход «по следам князя Игоря» я брала фотоаппарат «Киев», почему-то с «расфокусированным взором» (см. приложенные фотографии, которые удалось сделать, несмотря на его «сильное косоглазие»). Отдавая мне проявленную плёнку, мой сосед, очень хороший фотограф-самоучка, так выразился о ней: «Бой в Крыму - всё в дыму!», каковой лингвистический шедевр я, конечно же, сообщила Галине Васильевне - при посылке ей фотографий.
2. Цитата из моего ответного письма:
Л. С. в больнице, плеврит, будет лечиться долго, до лета, потом в санаторий. Мы её навестили 1 января [в специальной больнице в селе под Сумами]. Потом имели бурную жизнь: на обратном пути из Степановки поднимали пьяного, ругались с таксистом, водили Кривопишину к Серкову... Она «в печале» и ещё долго там будет. Причина - не школа, а...
Гончаренко, между прочим, тоже. Михеенко ездила в Москву к своему «молодому виновнику вдохновенья» (35 лет), привезла разочарование в любви. [Про «молодого виновника» стоит рассказать поподробнее. Нам «в те поры» было едва за двадцать: я была старше всех на полтора-два года, следовательно, Михеське, обзаведшейся воздыхателем, жившим в Москве (с которым у них были чисто платонические отношения), было примерно 22 года, а ему 35, и он очень страдал от своей «старости» для неё. Мало того, что она издевалась над ним, как хотела (например, назначая свидания во время приездов в Москву и не приходя на них; а товарищ ждал по несколько часов), так ещё и, будучи в Сумах, решила однажды отправить ему в письме «поэтическое послание» (чтобы загладить свою очередную вину и попросить прощения). В качестве такового были избраны строки Марины Цветаевой: «Ты - крылом стучавший в эту грудь, Молодой виновник вдохновенья - Я тебе повелеваю: - будь! Я - не выйду из повиновенья». Слава богу, она догадалась посоветоваться с нами. «Молодой виновник» (вкупе со стучащим в грудь крылом) нашу цензуру не прошёл, однако навеки вошёл в окказиональный «пословичный фонд».]
3. Цитата из моего ответного письма:
А это я у вас всех должна спросить: где мой портрет?!
Между прочим, как бы не Вы, Галина Васильевна, нажимали на спуск, когда мы на фоне арки красовались...
На плёнке в одном месте был какой-то клубок из тел, но он сквозь дым не прорвался...
4. Про Глазунова ещё будет (очень интересное) в следующем письме.
5. Цитата из моего ответного письма:
...за судьбу Гончаренко [сейчас она Снитко] я теперь спокойна: она взяла у меня «Моби Дика». Обещала через две недели вернуть. Я ничем не выказала своего волнения при этом... Думаю, что до конца учебного года она будет при деле, и на чёрные мысли времени не останется. [Про «Моби Дика» в одном из ответных писем я писала следующее: «Недавно совершили со Скибой [теперь она Марухина] набег на библиотеку (детскую). (Это был уже период нашей совместной работы с Ириной в сельской школе - в посёлке Великий Октябрь Белопольского района Сумской области.) Увидели там «Моби Дика» в 200 стр. (при ок. 600). Скиба говорит: «Возьму, почитаю, надо же знать, чем культурные люди занимаются» (а надо сказать, что 30 декабря исполнилось ровно полгода, как я его читаю). Посмотрели: все философские отступления выброшены, остался скелетик. Я в горе: почему бы выброшенное не напечатать отдельно? Я бы тогда быстро с ним управилась! Ничего, ещё 2-3 месяца, и готово (осталось 200 стр.) [Я их так и не дочитала.]
Подсократить бы Диккенса ещё! Обожаю его юмор. Но столько приходится читать лишнего...».]
6. Мой ответ:
Нетленки на складе кончились. Когда завезут - неизвестно. Одна, правда, маячит (я Вам писала в предыдущем, «плановом» письме), но маячит слишком «в отдаленьи». [И маячит до сих пор - со временем замысел исследовать юмор как национальное языковое явление претерпел изменения, превратившись в по-прежнему замысел написать книгу «Семиотика юмора» (но только после «Мерного лоскута» и если хватит жизни).]
7. Бажан был «разобран» мной ещё в институте (или через год после его окончания) - устно, но с «наглядными иллюстрациями» (толчком к чему послужило сообщение Г. В. о том, что стихотворение Мыколы Бажана «Собор» структурно соответствует форме готического собора, что и было мной доказано), а году примерно в 1997-8-ом написала для Лампы статью «
Как в этих сложных письменах Понять значенье каждой буквы?». Готический собор в “теле” стихотворения», включив в анализ и стихотворение Мандельштама. Тогда же я ответила только это: «Когда дочитывала ст-е Мандельштама, подумала: что-то Бажаном запахло... И Ваше подтверждение потом. Статью почитаю обязательно».
Вот он, «бой в Крыму»:
Уточнение маршрута по карте (Чернигов)
И рекогносцировка (нюхают какое-то растение или в Чернигове же, или в Соснице, на родине Александра Довженко)
На фоне въездной арки в Новгороде-Северском
Именно здесь Людмила Степановна - красотка и «эле» из интеллектуального мира
На фоне той самой (описанной в моих мемуарах, а здесь пока что зарождающейся на горизонте) грозы
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами или плагиаторами (что, в принципе, одно и то же).