Письма Г. В. Степановой. 12 мая 1983 года

Jan 25, 2012 21:37

Начало здесь, остальное по тегу, начинать лучше снизу, поскольку в ЖЖ записи идут «вверх ногами».

12 мая 1983

Это не совсем письмо Галины Васильевны: уезжая из Сум после «апрельско-майской конференции», она опустила в почтовый ящик конверт с вырезкой из «Литературной газеты» с фельетоном «Борщ для методиста».
Текста в инете нет, я какое-то время колебалась, давать ли... решила дать (распознав текст методом сканирования) - вместе с моим «отчётом» о конференции молодых учителей, по времени, кажется, предшествовавшей той «научно-практической» конференции, о которой я рассказывала в комментариях к позапрошлому письму Г. В.

Конференция проходила в городе Ромны (это районный центр Сумской области), на ней мы познакомились с молодой учительницей Лилей (которая вместе с мужем вскоре уехала в Москву, и это у неё - забегая вперёд - я останавливалась на короткое время, приехав в сентябре поступать в аспирантуру Института русского языка), которую мы «совратили» своим критическим выступлением (видит бог, я не хотела выступать, но меня принудили), но мы-то выступили и уехали в Сумы, а ей ещё приходилось оставаться какое-то время в Ромнах...







Аркадий ЧЕРНИЧЕНКО

БОРЩ ДЛЯ МЕТОДИСТА

И вот наконец на урок пришел Методист, которого так долго ждали. Педагогически ступая на цыпочках, он молча направился прямо к той последней парте, где одиноко, как горный орел, сидел классный трудновоспитуемый. За ним бочком в дверь протиснулся Молодой Специалист - начинающий педагог, обуреваемый вихрем методических озарений и ухищрений. С бодрой деланной улыбкой он тащил с собой необходимый для урока реквизит, достойный иного бродячего цирка. Ему молча помогали подрабатывающие в школе грузчики. В классе было еще настолько тихо, что за дверями явственно слышался шум загадочной толпы. Надвигалось что-то значительное.

Но вот, мельком взглянув в огромную амбарную книгу с конспектом урока, расписанную на манер дирижерской партитуры, Молодой Специалист, бледный от волнения, взмахнул указкой.

Тут же с передних мест вскочили девочки-всезнайки и разноголосо пропели домашнее задание на мелодии любимых песен. Едва они закончили, как скрытый магнитофон начал воспроизводить классический «Танец маленьких лебедей». По этому тайному сигналу к доске потянулась цепочка учеников, которые моментально исписали ее здесь же якобы придуманными примерами по теме прошлого урока.

Пока все это выглядело наивно и методически старо. Видавшие виды четвероклассники скептически переглядывались.

Сентиментальная и плаксивая Я Учила от волнения отложила раскрытый было роман Александра Дюма. Волновалась она не за себя - она знала, что ее сегодня не вызовут, а за Молодого Специалиста.

- Засыпется! Как пить дать! - трезво соображал про себя угрюмый Ни За Что Поставили. - Ну и пусть! Чё их жалеть? Сами ставют...

Тем временем Молодой Специалист уже подошел к пункту второму.

- Грач! - вскричал он жизнерадостно и достал откуда-то из-под пиджака клетку с птицей.
- Плащ! - раскрасневшись, продолжал он и вытянул из рукава старую измятую болонью...

Класс притих и с интересом наблюдал, откуда он все это достает.

- Обруч! - не унимался Специалист, вращая по два обруча на руках и на ногах. Изловчившись, он накинул еще один на шею и превратился в модель вечного двигателя.

- Имена существительные... мужского рода... после шипящих... пишутся без мягкого знака! - в такт вращению убеждал он при этом маловосприимчивых детей развитой цивилизации.

Лязгнула техническая аппаратура. Сами собой опустились черные шторы. На экране возникли кадры из жизни средневековья: одетый в балахон Палач держал в одной руке Бич, а в другой - Меч. Его вид убедительно свидетельствовал о том, что о мягкости здесь не может быть и речи.

- Видите, Меч, Бич!.. Это не кнут, Гаврилов, а Бич! Слышите этот вопль, то есть Плач?! - трагическим шепотом внушал педагог. - Все, все эти слова пишутся без мягкого знака! Честное слово!

Снова свет. Над доской уже висит клетка с новой птицей, а по столу ползет какое-то пресмыкающееся.

- Сыч! Это Сыч, Гаврилов, а не сова. И не гадюка, а Уж! Не бойся, Еремина, он не кусается.

- ...А в существительных же-е-енского рода после шипящих, - другим, более высоким и занудным голосом продолжал вещать Молодой Специалист, - мягкий знак пи-и-и-ишется...

Для сравнения он держал в одной руке увесистый Кирпич, а в другой - за хвост полуживую Мышь.

- Эк его в науку заносит! - недовольно морщился А Я Не Понял.

Продемонстрированный Калач был тут же честно поделен между Вы Сначала Докажите и его братом А Потом Говорите.

Тем временем Молодой Специалист, войдя в педагогический Раж, уже напевал в микрофон сочиненную им песенку:

«После грязных, мерзких Луж принимайте, дети, Душ». Шефский оркестр старался вовсю. Пожилой Методист угрюмо выстукивал ногой бойкий ритм. Потом оркестр трижды исполнил Туш в честь гостя. Тот недовольно встал и раскланялся.

Вот в класс ворвался Врач в белом халате и быстренько рассказал о развитии здравоохранения в районе. Промелькнул какой-то чудак Ткач... Перед обучаемыми мелькали иллюстрации, диапозитивы и страницы амбарной книги. Снова и снова клацала аппаратура. Шишкинскую «Рожь» на экране сменяли «Лунная Ночь» и «Запорожская Сечь». Попутно прорабатывались слова Эрмитаж, Пассаж и Вернисаж...

Методист в это время сосредоточенно хлебал принесенный ему Борщ.

После просмотра отрывков из кинофильма «Ключ» был проведен короткий футбольный Матч, в котором фигурировали слова Мяч, Клич и Хрыч.

Счас Звонок уже поглядывал на часы, а Молодой Специалист все еще буйствовал: то порывался декламировать «Дремлет чуткий Камыш. Тишь...», то вдавался в тонкости ухи из рыбы Ёрш. Звонок прозвенел в то время, когда цыганский ансамбль (на поверку оказавшийся классным родительским комитетом) во имя закрепления материала проводил маленький Шабаш. Это впечатляющее зрелище должно было убедить Методиста в том, что урок по крайней мере неплохой.

Когда Методист проталкивался к выходу сквозь усвоившую материал толпу, Молодой Специалист уловил в его профессионально бесстрастном лице нечто загадочное. «Неужели он выкопал что-то еще? Неужели?» - терялся в догадках Молодой Специалист, привычно подбирая по классу бумажки и разбросанную Ветошь.

В опустевшем классе свистал Чиж. Из-под парт выглядывала разнообразная Дичь. У двери в поисках выхода суетился дидактический Ёж.

- Дочь, Печь, Гараж, Экипаж... - лихорадочно перебирал в памяти навязшую в зубах лексику бедолага Специалист, - всё это было, было! Нож, Морж, Молодежь... Даже Кукиш где-то ввернул. У меня ведь всё, всё записано!

Раздираемый сомнениями, он вошел в учительскую и спросил Методиста напрямик:
- ?
- Чушь! - ответил тот и засмеялся смехом Мефистофеля.

Оформление В. КОВАЛЯ
Литературная газета, № 16 (4926), 20 апреля 1983 г.

ОТЧЁТ О КОНФЕРЕНЦИИ

Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
(А. Блок)

Ну, разве не смешно?
(А. Блок)

- Товарищи, у нас сегодня много работы, не думайте, что вы приехали сюда отдыхать. Вы приехали сюда учиться.
Сейчас мы все пойдём на уроки, а потом каждый из вас скажет, чему он научился от опытных учителей.

***

Это, товарищи, конференция молодых учителей. А ЭТО - УРОК. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ:

- Ребята, сегодня мы продолжаем говорить о великом русском поэте Александре Блоке. Чем дальше от нас эпоха Блока, тем ближе и роднее становится для нас его творчество. И вот сегодня мы будем говорить о теме Родины в его творчестве.

На предыдущем уроке мы говорили о любовной лирике Блока. Наташа, скажи, пожалуйста, как развивалась тема любви в творчестве Блока.

- И тайной тайн была для него та Таинственная, которой он посвятил свою книгу и которую величал Вечной Весной, Вечной Надеждой, Вечной Женой, Вечно Юной, Недостижимой, Несравненной, Вла... Вла... Владычицей...

(Наташа сбилась, забыла, что дальше сказано в статье Чуковского.)

- Всё? Садись, Наташа. Так. Хорошо. А теперь ты, Таня, скажи, как ты лично относишься к стихотворению «Незнакомка»?
- Вместо Прекрасной Дамы он изображает теперь другое полубожество, Незнакомку...
- Хорошо. Серёжа, скажи ты, какое впечатление произвело на тебя стихотворение «Незнакомка»?
- На меня это стихотворение произвело огромное впечатление.
- Хорошо, садись. Так, переходим к новой теме. Какое стихотворение о России вам больше всего понравилось? Люда, скажи, пожалуйста.

- Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...

- Да, ребята, для Блока Россия была полна тайн, загадок, и вот эти тайны нам с вами придётся сегодня раскрыть.
Проанализируем стихотворение «Россия».

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи...

Какие необычайные слова употребляет Блок, говоря о России? Серёжа, скажи.

- Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

- Хорошо, достаточно. Таня, а ещё какие необычайные слова употребляет Блок?

- Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!

- Правильно, достаточно. Какие ещё стихотворения о России написал наш дорогой Гамаюн?

- «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»
- ...Серёжа, покажи, пожалуйста, иллюстрацию, которую ты сделал к этому стихотворению. Почему ты выбрал это стихотворение, оно тебе понравилось, да?
- Да.
- Скажи, пожалуйста, душа Блока тебе сродни?
- Сродни.
- Хорошо, садись. Вот, ребята, мы убедились, какими прекрасными словами говорит Блок о России. Блок, ребята, чувствует, Блок понимает, Блок знает...

Вот смотрит сейчас на нас милый и добрый наш Блок (показывает на сомовский портрет) своими голубыми глазами и своими пухлыми полуоткрытыми губами хочет сказать нам:

- Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!



К. Сомов. Портрет Александра Блока

А мы ему ответим...

Подходит к доске и начинает разворачивать панораму Москвы (связь с современностью!) и с каждым разворотом произносит:

- А мы ему ответим:

«Всё сущее (разворот) - увековечим!
Безличное (разворот) - вочеловечим!
Несбывшееся (разворот) - воплотим!».

И перед этим померкли те несчастные две-три фразы о значении творчества Блока, призванные быть концом!

***

«Всё это было, было, было»...

(А. Блок)












© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.

Галина Васильевна, письма Г. В. Степановой

Previous post Next post
Up