Начало
здесь, остальное по
тегу, начинать лучше снизу, поскольку в ЖЖ записи идут «вверх ногами».
16 декабря 1986
Спасибо за письма, и тысяча извинений за свинство молчания. Тем более сижу невылазно дома по причине болячек. До того пала, даже в собственных глазах, что попросила мужиков взять телевизор напрокат. Так что в личной жизни такие вот изменения. Правда, посмотрела Амонашвили, и ещё утвердилась, что педагогике научить нельзя. Как говорил Шолом-Алейхем, или есть, или нет. И сам Амонашвили это прекрасно понимает, потому ни в какие дискуссии не встревает. А то, что делают грузинские училки в его школе, - это просто фотография его уроков.
В Калининграде в кино смотрят фильмы Тарковского, больше новинок нет.
Ансамбль Покровского - именины сердца, свет души и тэ дэ... После каждого его концерта я ещё неделю жила в звуках его песнопений. А когда-то они (мужики одни) в областном театре исполняли былину, без микрофонов, да и какие у них голоса!, а было впечатление органа, который заполнил всю чашу театра с его двумя ярусами.
А ещё на одном концерте одна его ансамблистка пела соло, без аккомпанемента, какие-то древнеславянские заговоры, заклинания, - по телу мурашки бегали... жуть! И прекрасно!
Так что очень я Вас понимаю, с каким ощущением и чувствованием остаёшься после концертов Покровского. А не так давно какая-то фольклорная дама вякала в «Сов. культуре», что и не то он поёт, и не так собирает, в общем, очередная жаба из подворотни. [1]
Вообще же живу журнально-газетными страстями, в частности, кинематографическими. Прочла все выступления на их съезде, очень умную статью Дёмина, ошарашенного истинным положением дел Б. Метальникова. Получается, что работают не люди, которые сменились полностью, продолжает действовать система, в частности организации кинодела у нас в стране, и вновь пришедшие товарищи увидели, что это такая сила, с которой совладать - получится или нет? Очень тревожная статья.
В 10 Авроре и 12 Нов. мире Татьяна Толстая, читая которую и сравнивая впечатления от прочей сегодняшней литературы, начинаю понимать, что литературу, как всякое искусство, делают, а моё возмущение и чувства при чтении В. Астафьева, Айтматова - это возмущение и чувства от фактов, а не от произведения искусства. Татьяна Толстая возвращает утерянное мастерство ваять, резать, писать произведение искусства, а не записывать «случаи из жизни».
Ещё, но это уже иное, социальное, А. Бек «Новое назначение» в Знамени 10, 11. Говорят, и 12 Знамя очень интересное, но ещё не приносили, не читала.
Вчера, и бывает же!, телевидение показало замечательный документальный фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя...». Об Испании 36-39 гг. Я уже видела когда-то давно, но теперь опять с тем же интересом. Я Вам, по-моему, говорила, что в этом фильме показывают, перемежая, то разрушенную Гернику, то Гернику Пикассо.
Лучшего объяснения, что есть метод, что он даёт, и как нельзя сейчас писать в классическом стиле, - трудно найти. [2]
И вообще. Какие люди! Замечательный фильм!
«Женатого мужчину» одолеть не могу, чтой-то скукота разбирает, хотя все говорят - чтиво!
Принесли «
Армению» Андрея Белого. Это - пища богов! Вкушать небольшими дозами, всё перенасыщено. А с другой стороны, как же от русской культуры оттяпывать целые куски, и потом делать вид, что «мальчика не было». И появляются писатели русские, не знающие своей культуры, уж не говоря о мировой.
А потом в «ЛГ» всякие рубрики насчёт того, как эти писатели пишут! Прямо зла не хватает!
В местном заведении студенты на капустнике посмели задеть «неприкасаемую» преподавательницу (что пять других фигурировало - неважно).
Какой хай! Вопли и сопли! Ох-ох-ох!
А какие у Вас новости? Пишите. А то я по причине ограниченного продвижения не часто на людях появляюсь.
Как Ваши болячки? В каком состоянии?
Как Дарья? Отращивает афедрон? [3]
Постараюсь не делать таких длительных пауз. Прошу пардону.
Поздравляю Вас с Новым годом!
И всего-всего самого-самого доброго в новом году!
Всем приветы. И извинения.
Будьте здоровы во всём новом году!
Роспись
Примечания
1. Я описывала ощущения от концерта - в Сумы приезжал ансамбль Дмитрия Покровского, выступал в филармонии.
2. Этого я не помню, но помню хорошо другое - как на одной из лекций по живописи Галина Васильевна показала нам два слайда: «Последний день Помпеи» Брюллова и «Гернику» Пикассо, наглядно продемонстрировав разность позиций художника: внешнюю, со стороны, с трагедийными красивостями (Брюллов), - и «внутреннюю», с точки зрения гибнущих, без красивостей, с искажениями перспектив и пропорций, которые неизбежны, если человек испытывает смертный ужас, боль и отчаяние.
3. Даша ( по паспорту Дарина) не только отрастила вышепоименованное, но и родила двух деток, девочку и мальчика, и они уже школьники...
***
Это было последнее письмо Галины Васильевны ко мне.
Предыдущее она написала 1 ноября; встревоженная её долгим молчанием, я написала несколько писем (вот почему она за них благодарит), и, не дожидаясь ответа, мы с Леной Кривопишиной позвонили близкой подруге Г. В. Ирине Владимировне (увы, фамилию мы не спросили! а всё юношеская глупость...), и она рассказала нам и о проблемах с обезболиванием (бедная Галина Васильевна, не добившись помощи в поликлинике, глотала горстями пенталгин), и о неутешительном прогнозе после операции и лечения, и, очевидно, рассказала Г. В. о нашем звонке.
Вскоре Ирина Владимировна отвезёт Галину Васильевну к брату Игорю Васильевичу в Электросталь, где жена брата Валентина Петровна, работающая медсестрой в больнице, поможет с назначением необходимых препаратов и будет сама делать Г. В. обезболивающие инъекции.
9 февраля 1987 года Галины Васильевны не станет.
Ирина Владимировна (несмотря на запрет Г. В. сообщать друзьям и знакомым о кончине и звать на похороны) пришлёт мне телеграмму:
И мы с Леной Кривопишиной поедем в Электросталь на похороны.
Я села в поезд Сумы - Москва в тот же день (он уходил вечером, а телеграмму принесли днём), Лена должна была подсесть в Конотопе. Пока я ехала одна, не могла сдержать горьких слёз, и одна из попутчиц спросила, что случилось. Я сказала, что еду на похороны. Женщина предположила: наверное, умер кто-то из близких? Я ответила - из очень близких...
Не могу сдержать слёз я и сейчас, через 34 года после смерти Галины Васильевны, публикуя последние строки её писем ко мне. Смертельно больная, страдающая от боли, горстями поедающая обезболивающие таблетки - какими же светлыми словами и какими добрыми пожеланиями прощается она со мной!
Пусть же ей так же светло вздохнётся там, в небесной выси, куда ушла её душа, но оставила неизгладимую память о себе - яркий оттиск личности на всём, к чему она прикасалась.
И пусть её мысли, эмоции, впечатления живут здесь, в ноосфере-тексте, отныне и навсегда.
Я ещё покажу отдельно некоторые особо интересные марки, конверты - материальные свидетельства нашей ушедшей эпохи - и опубликую несколько писем Галины Васильевны, обращённых не ко мне, но с радостью предоставленных мне Л. С. Панкратовой, Ирой Скибой и Леной Кривопишиной.
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт...
Click to view
© Тамара Борисова
Если вы видите эту запись не на страницах моего журнала
http://tamara-borisova.livejournal.com и без указания моего авторства - значит, текст уворован ботами-плагиаторами.