Возьмем москвича и жителя Самары. Кто более матери-Родине ценен? Вопрос, понятно, риторический. Для матери-Родины - то есть для государства - каждый гражданин должен быть одинаково важен и ценен, независимо от того, какой он национальности и в каком живет регионе.
Гарантированная государством медицинская помощь по этой причине каждому гражданину должна оказываться в равном объеме.
У всех у нас отчисляется 5,1% от заработков в ОМС, все платят 13% НДФЛ, и россиян-москвичей, например, нельзя лечить по госгарантиям лучше и дороже, чем россиян из Самары, Курска или Омска.
Заболевшим одной и той же болезнью россиянам должен быть положен один и тот же бесплатный набор анализов, диагностических исследований, лечебных процедур и лекарств, независимо от того, в каком они живут регионе - в Москве, Тыве или Калмыкии.
Так должно быть. Но в жизни такого равенства нет. В одних регионах люди имеют гораздо больше, чем в других. Результаты мониторинга территориальных программ госгарантий медпомощи, которые обнародовала в полном объеме Счетная палата, не оставляют в этом сомнений.
Первый показатель, подтверждающий неравенство жителей разных субъектов Федерации, - подушевой норматив.
Подушевой норматив выводится на основе медицинской статистики и показывает стоимость бесплатной медпомощи, которая в среднем нужна одному человека в течение года.Часть подушевого норматива финансируется из регионального бюджета, а часть - за счет средств ОМС. По Программе госгарантий-2017 подушевой норматив должен был быть не ниже 14 384,6 руб.: 8896 руб. за счет средств ОМС плюс 3488,6 руб. из бюджета региона.
Но большинство регионов, как выяснили аудиторы, сильно занижали свою часть обязательств.
В 9 субъектах подушевые нормативы финансирования устанавливались в сумме менее 1600 рублей: Дагестан, Марий Эл, Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Ивановская, Калининградская, Кировская, Саратовская и Тамбовская области. Наименьший размер подушевого норматива финансирования в Дагестане - и вовсе 822,9 рубля (это вместо 3488,6 руб.!!!).
В 15 субъектах подушевые нормативы установлены в сумме от 1600 до 2300 рублей: в Брянской, Костромской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Ульяновской областях, в республиках Адыгея, Карелия, Северная Осетия - Алания, в Алтайском и Ставропольском краях, Кабардино-Балкарской, Чеченской и в Удмуртской республиках.
«Анализ нормативов объема медицинской помощи, установленных Территориальными программами на 2017 год, - констатирует Счетная палата, - показал, что у большинства субъектов нормативы объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований установлены ниже средних нормативов объема медицинской помощи, установленных Программой государственных гарантий на 2017 год».
Второй показатель «медицинского» неравенства россиян - средний норматив объема медицинской помощи.
Показатель подсчитывается на основе статистики и показывает, скольким россиянам понадобятся в этом году неотложка, госпитализация, манипуляции в амбулатории, дневной стационар и т.д.
Судя по Программе госгарантий на 2017 г., «скорая медицинская помощь вне медицинского учреждения, включая эвакуацию» в течение года в среднем требуется 3 россиянам из каждых 10, застрахованных по ОМС.
Из каждой тысячи россиян в дневных стационарах в течение года лечатся 60 человек. В больнице лежат 1723 человека из каждых 10 тысяч.
Реабилитация требуется 39 россиянам из тысячи, 92-м - паллиативная помощь, а шестерым приходится оказывать ВМП, высокотехнологичную медицинскую помощь с использованием передовых технологий.
Это средние нормативы, утвержденные на федеральном уровне. В регионах, как выяснила Счетная палата, другие нормативы - значительно заниженные.
Например, по федеральной Программе госгарантий профилактическая помощь в амбулатории (поликлинике) в течение года оказывается 7 тысячам человек из каждых 10 тысяч. Но в 51 субъекте Федерации этот норматив гораздо ниже. В Воронежской области профилактическую помощь оказывают только 630 жителям из 10 тысяч, а в Калининградской - всего 113.
Средний норматив объема медпомощи в амбулатории - уже не профилактический, а в связи с заболеваниями (ОРВИ, простуда, зубная боль и прочая рутина) - на 2017 год был установлен в размере 0,2 обращения на одного жителя. То есть ожидалось, что двести человек из каждой тысячи граждан страны придут за ней в поликлинику.
В 46 субъектах этот норматив был ниже: в Дагестане сочли, что за такой помощью обратятся всего 190 человек из тысячи, а в Московской области - и вовсе только 14. Отменное у подмосковных жителей, хм, здоровье.
Третий момент, на который обратила внимание Счетная палата, - бесплатные лекарственные препараты.
Списки таких препаратов в разных регионах сильно отличаются. Федеральный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год включает 699 наименований лекарственных препаратов.
А перечень бесплатных лекарственных препаратов в Архангельской области на 2018 год содержит только 171 наименование.
В Самарской области на 2018 г. в «бесплатном списке» 174 препарата. В Омской - 238 препаратов. В Тверской - 263.
Не самые богатые люди живут в этих регионах, прямо скажем. Но им приходится покупать лекарства, которые в других субъектах выделяют бесплатно.
Зато в Якутии «бесплатный список» на 2018 г., наоборот, длиннее федерального. В нем не 699 препаратов, а 716. Невиданная щедрость для наших дней.
«При анализе тарифной политики, реализуемой субъектами Российской Федерации, установлены значительные различия в размере тарифов на оплату медицинской помощи между субъектами Российской Федерации, что в первую очередь связано с различными подходами к расчету стоимости законченного случая лечения», - отмечают аудиторы.
Лечение разных болезней стоит по-разному. Но в их стоимость включается постоянная базовая ставка - средний объем финансового обеспечения на одного пролеченного пациента. Эти базовые ставки, как выяснила Счетная палата, в разных регионах существенно различаются.
В Пензенской области базовая ставка при лечении в круглосуточном стационаре составляет 17,8 тыс. руб, а в Тамбовской - уже 20,1 тыс. Зато дневной стационар в Тамбовской области, наоборот, очень дешевый по сравнению с соседями: базовая ставка - всего 4,7 тыс. руб. Хотя рядом, в Липецкой области, - 12,6 тыс. руб.
Еще один важный момент, влияющий на разное качество лечения в разных регионах, связан со стандартами медицинской помощи.
Стандарт медпомощи - это бесплатный набор анализов и процедур, положенный при том или ином заболевании. Если для конкретного заболевания такого стандарта нет, нельзя подсчитать, сколько стоит лечение.
А если нельзя подсчитать стоимость лечения, тогда как закладываются на это лечение бюджетные средства?
Как бог на душу положит, так и закладываются. В одном регионе двадцать тысяч рублей. В другом - сорок.
При очевидной неприемлемости такого подхода он практикуется, поскольку Минздравом до сих пор не разработаны стандарты медпомощи на все заболевания. По данным аудиторов, до сих пор «отсутствуют утвержденные стандарты при оказании специализированной медицинской помощи больным с мочекаменной болезнью, железодефицитной анемией, циститом и рядом других заболеваний».
■ ■ ■
Из всей этой грустной истории про очевидное наше неравенство в плане гарантированного государством медобслуживания следует один вывод. Исключительно эгоистический. Если в разных регионах страны лечат по-разному, надо лечиться в том регионе, где лечат лучше.
Согласно действующему законодательству, полис ОМС действует на всей территории России. Поэтому в серьезных случаях мы можем выбирать, где лечиться.
Вот и давайте уже выбирать.
По результатам анализа доступности и качества медицинской помощи Счетная палата провела ранжирование субъектов Федерации. Наиболее высокий рейтинг на сегодня имеют Тюменская область, Новосибирская область, Москва, Архангельская область, Санкт-Петербург, Волгоградская область. Наиболее низкий рейтинг: Магаданская область, Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Курская область, Крым, Омская область.
Все понятно? Действуйте.
Источники:
Бюллетень Счетной палаты №2 (февраль) 2019 г.mk.ru