«Поговорим о красоте?» (с) Avon
Пытаясь объяснить себе, почему мне нравится что-то или не нравится, я, после долгих попыток приходила к фундаментальному: «оно правильное / неправильное».
Объяснение не удовлетворяло меня потому, что никогда бы не удовлетворило возможного оппонента: правильно-неправильно - это слишком субъективно, хотя, да, с этим сложно поспорить.
Потом мне удалось вернуться к истокам: почему что-то для меня правильно или неправильно. И в истоках оказалась красота. Что красиво - то правильно.
Конечно, за исключением золотого сечения, понятия о красоте у людей весьма противоречивы, но, удивительно, эта та область, в которой люди скорее всего готовы признать за другими право на такую субъективность. И довод: «Я считаю это красивым», - во всяком случае понятен любому.
По крайней мере, пока я не встречала людей, не имеющих представления о красоте - реже своих собственных, чаще - навязанных извне..
Итак, критерий отбора во всём - красота. Мы выбираем то, что красиво, что привлекает, как бы мы не определяли для себя эту красоту. Значит, возвращаемся к критериям самого понятия «красиво». О, с ходу можно назвать четыре традиционных и один относительно новый источника, к которым «приписана» красота.
Польза
Это уровень ноль, между прочим. Самое древнее, но до сей поры не умершее в той среде, что и сегодня живёт по принципам первобытного стада. То, что было до начала существования человека социального.
Польза, перспективность - критерий животного мира. Пусть животные не могут назвать это «красотой», но мы можем. Мы можем называть «красивым» то, что приносит наибольшую пользу, мы до сих пор это делаем. Пусть наслоилось столько всего интересного на это древнейшее понимание красоты, но, оставаясь частью природы, мы по-прежнему испытываем тягу к тому, что приемлемым для жизни назвала она.
Это осталось с тех времён, когда человек ничего не мог сделать с собой или с миром, когда умение изменять ещё не стало ему известно, и единственным способом выживания вида была селекция. Селекция создала первое представление о красоте - в тот момент, когда, осознав себя человеком, человек захотел отличаться от животных. И тогда он назвал селективные признаки красивыми - ему требовалось новое слово, подчёркивающее, что дело в чём-то ещё, не только в «функциональности» и полезности. Но за словом пока ничего не стояло, никакого осмысления.
Естественность
Затем человек научился думать по-настоящему. И польза сменилась естественностью. Точнее говоря, естественным идеалом. О, «естественный идеал» - очень странная вещь: это рассказ о том, какой должна быть естественность. Чувствуете логику?
А тем не менее она есть. От предыдущего этапа осталось непременное «от природы», но человек, не умея ещё изобрести свои собственные критерии для себя, ориентировался на тех, кто был лучше - красивее его. Ловкость - как у того зверя, сила - как у этого, зоркость - вообще, как у той самой птицы. Соответствовать естественному идеалу - значит быть не совсем человеком, уметь нечто ещё.
Кошачья грация.
Грациозность лани.
Лебединая шея.
Сила медведя.
Мудрость змеи.
Мы и сейчас не утратили этих критериев красоты - соответствия лучшим образцам природы. Нам может красивым казаться то, что не совсем человеческое, и это тоже - инстинкты. Уже чуть менее глубокие, но не настолько, чтобы отдавать в них себе отчёт в полной мере.
Естественность - противоположность искусственности, и правда в том, что «искусственность» для человека плотно связана с ним самим, как источником - единственным, этой искусственности. А животные всегда естественны, и все они красивы, как всё, что создала природа.
Идеальность
Постепенно же человек стал сравнивать красивое не со всеми природными объектами, а с одним - с человеком. С лучшими экземплярами, с признанными и подтверждёнными молвой и годами идеалами; это произошло, когда появился массив, с которым можно было бы сравнивать, то, что называется «классикой». Идеальность - это красота прошлого или несуществующего. Если вы видите нечто или кого-то, что тянет сравнить с идеалом, вы автоматически подразумеваете, что этот объект - копия. Только копия.
Красота идеальности - это то, что даёт нам возможность обладать красивой копией при объективной недоступности оригинала. Или промежуточным, не совсем совершенным объектом, при объективной недоступности будущего идеала.
Здесь появляется понятие «породистости», и «аристократичности», и «классики» и проч. И всё это - подражание и селекция. Но оно всё равно красиво.
Уникальность
Неудивительно, что следующим шагом стало желание оригинальность. Если всё «идеальное» лишь копия «Идеального», появляется стремление найти оригинал, нечто уникальное. Красивым признаётся то, что не похоже на других, нечто уникальное, особенное. Идеальные черты уступили место притяжению. То, что способно притягивать, то красиво; притягивать не столько тело, а прежде всего разум; эта сила - харизма, сексапильность, духовность - столько её вариантов, но суть одна. Нечто, присущее только данному, конкретному человеку, и нигде никогда более неповторяющееся ни в ком. Итак, от «красоты для тела» мы пришли сначала к «красоте для эмоций», а теперь уже - к «красоте для ума». Неповторимое прекрасно, неповторимое совершенно - ибо оригинально, ибо подлинно.
Но это было ещё не всё.
Соответствие
Это всё красота для избранных: по всем трём «человеческим» критериям, очевидно, отбор весьма жёсткий и «выживают» немногие. То ли дело критерий пользы, не проходили (и не проходят) его единицы; одна беда - именно потому так, что пороговое значение качества крайне низко.
Так начал думать человек совсем недавно. Но мысль эта, обкатавшись в умах парочки поколений, приобрела законченную форму, точнее формат. Польза вернулась в новом качестве и стала им - качеством.
Качество, стиль, уровень - следить за собой, быть в форме, идти в ногу с модными тенденциями - соответствовать. Красиво то, что соответствует. Красиво то, что в формате качества. Для тех, кто попроще - мода, для тех, кто мнит себе посложнее - уровень, а для тех, кто в самом деле посложнее, - собственный стиль. Та же троица - слияние с лучшими образцами естественной среды обитания, стремление к идеальному качеству и уникальное, неповторимое соответствие самому себе.
Так сознание делает виток, и возвращается к тому, что уже было, но переосмыслив прошлое и наметив дорогу к будущему.
Ах да, я долго подбирала слова, чтобы назвать всё же, что кажется красивым мне. Гармония? Искренность. Эхо разума, а не рассудка? Когда в творении присутствует эманация мысли. :D Когда в глазах светиться собственное понимание красоты.
А потом, т.е. вчера, мне попался чудный афоризм про то, что мы любим не то, что красиво; красиво то, что мы любим. Мысль не нова :D. Но вот что, я знаю, что красиво то, что мне нравится, а нравится оно мне потому, что понятие красоты моё и автора совпадают и потому что у автора вообще есть это понятие, а что касается людей… есть люди, которые мне не нравятся, - как люди. Так вот эта категория состоит исключительно из крокодилов. :D