Взято здесь -
http://prometa.livejournal.com/399255.html "This Is Your Brain on Music: The Science of a Human Obsession" - нейрофизиолог пишет о механизмах восприятия музыки.
Согласно идее автора, музыка - это своеобразная игра для мозга. Когда вы слушаете симфонию или песню, в каждый момент вы удерживаете в памяти уже сыгранный кусочек и неосознанно строите ожидание, что будет дальше. Слушатель "предполагает", что заданный ритм продолжится, мелодическая фраза завершится сообразно известной ему музыкальной традиции - тем или иным способом. Иногда это ожидание выполняется, иногда композитор и исполнитель проделывают нечто неожиданное, но оправданное в общей с слушателем культуре, и оба варианта обеспечивают выработку допамина. Похожая ситуация с историями - вы погружаетесь в линию повествования и принимаете установленные автором и литературной традицией правила и дальше идет постоянная игра с вашими ожиданиями - вы предполагаете возможное развитие событий, которое сбывается или нет. Именно поэтому так раздражают финалы и повороты, выпадающие из пространства допустимых ожиданий и традиций - например, "на самом деле этого не было, герою все приснилось" или "эльфы шли-шли и нашли в кустах звездолет" - когда автор так поступает, он нарушает правила общей с читателем игры в ожидания и гипотезы. По этой же причине трудно сразу полюбить абсолютно чужую музыку - ваш мозг не научен формировать ожидания в незнакомой системе координат.
Особенность музыки состоит в том, что она обрабатывается сразу многими отделами мозга. Понятно, что базовое распознование проходит в соответствующих долях коры головного мозга, дальше - интересней. Ритм - важнейшая часть любой композиции обрабатывается мозжечком - самой древней и базовой структурой, которую в просторечии научпопа часто называют "мозгом рептилии". Ну да, у рептилий он тоже есть и очень похож. Мозжечок координирует двигательные функции, и поэтому в нем происходит много процессов, связанных и разметкой времени - большая часть ключевых движений: ходьба, полет, прыжки завязаны на точный тайминг, поэтому мозжечок - один из ритмических центов нашего мозга. В мозжечке же происходят процессы, как-то связанные с самыми базовыми эмоциями: страх и агрессия напрямую закорочены на двигательный центр, чтобы ускорить реакцию.
Когда мы слышим музыку мозжечок распознает и выявляет ее ритмический рисунок. Рептилия слушает бой барабанов. Это чистая физиология, неизвестно доподлино, но возможно, что эта работа микромозга как-то цепляет эмоциональные механизмы - по сопричастности. Мозжечок же постоянно "строит гипотезу" о том, что будет с этим ритмом дальше, ведь распознавание ритмов разных природных процессов и координация своих действий с ними - важнейшая часть выживания. Когда волк приноравливается к бегу оленя и выбирает лучший момент для броска, его мозжечок делает то же самое. Кстати, во многих простых культурах музыка и пение неотделимы от танца - люди не понимают, как можно слушать ритм и не двигаться в этом ритме. Маленькие дети тоже легко начинают танцевать под понятную им мелодию.
Другое дело - мелодия. Звуки разной высоты и продолжительности соединяет в слитные фразы один из высших отделов мозга - лобные доли. Именно там происходит обработка этой сложной штуки, довольно близкой к речи, в лобных долях происходит процессинг мелодии из звуков, сравнение с уже известными музыкальными фрагментами, классификацию и построение гипотезы о продолжении.
Музыка затрагивает и многие другие рабочие зоны мозга. Все отделы играют вместе, как оркестр, выполняя посильную, слаженную и поэтому приятную работу. Игра.
Для того, чтобы музыка доставляла удовольствие, она должна находиться в идеальном коридоре сложности. Простые мелодии скучны, поскольку их неинтересно обрабатывать, что там за ожидания, если и так все понятно. Слишком сложные композиции или произведения, напичканные неизвестными культурными отсылками, тоже не поддаются процессингу, поэтому и не доставляют удовольствия. Мозг не справляется с формированием гипотез, не может включиться в игру с автором, оценить сюрприз или интригу - тоже скучно.