Дошли руки написать краткий отчет по ключевым моментам. Себе на память, пока еще помню, что к чему.
За 39 дней пройдено 12700 км. Израсходовано 900 л бензина (стоимость варьировала от 1,2 до 1,7 евро за литр в зависимости от страны и места заправки - на автобанах дороже, чем в населенных пунктах, в Португалии дороже, чем в Германии). Выпита бочка вина. Большая бочка! (стоимость вина варьировала от 0,7 до 6 евро за бутылку). И маленький боченок пива! (стоимость варьировала от 0,4 до 4 евро за бутылку).
В составе двух человек и навигатора "Гены" на машине Митсубиси ASX в 6 утра первой пятницы июля выехали из Химок. Транзитом проехали Латвию, заскочив в Зарасай (Литва), проехали Польшу со стопом в Варшаве. В Германии совместили мой частно-рабочий визит в Эссене с трехдневным отдыхом в Кельне. Затем пообедав в Бельгии, остановились ночевать в Булонском лесу (Париж), и спустя чуть больше недели от старта, добрались до океана. И уже по побережью двинулись в сторону Испании. В Бильбао, через две недели от начала пути, встретили третьего участника, и поехали по Атлантическому побережью через Испанию, Португалию и опять Испанию к Гибралтару (за штампом в паспорт). Дальше, вне плана посмотрев Севилью и Гранаду, на денек остановились в Барселоне, побывали на Средиземноморском побережье Франции, и не став там задерживаться, вернулись в Германию, где дольше намеченного пробыли во Фрайбурге. Транзитом за один перегон приехали в Польшу и на несколько дней остались в Гданьске. Там оставили Наталью дальше практиковаться в польском языке, опять через Зарасай - вернулись в Химки! .
В общей сложности посетили 9 стран ( 7 республик и 2 королевства.), осмотрели 3 столицы и всего один музей (доисторическая пещера Альтамира).
Путешествие закончилось. Но планы на новые путешествия остались. И планов - много! Точнее нет, не так. Планов - МНОГО!
Пишу больше для себя, чтобы потом вспомнить, что смотреть и на чем акцентироваться при подготовке очередного маршрута.
Карты
Даже самим было удивительно, но в этот раз с картами мы подстраховались очень хорошо. И было несколько моментов, когда это выручало очень и очень сильно.
Карты в навигаторе. Обязательно.
В этот раз у нас были загружены карты всей Европы. Правда, не самая последняя версия, ибо честно ворованная. Но в целом этого было достаточно. И за исключением нескольких моментов, Гена работал безотказно.
Но иногда приходилось ехать по картам в телефоне. Где карты были, и подробные, и GPS был, так что местоположение определялось. Но без постоянного и стабильного интернета проложить путь было нельзя. Поэтому приходилось ехать как в старые добрые времена - по карте. С той лишь разницей, что карта электронная, местоположение на ней определяется по спутникам, и масштаб можно менять от очень крупного до совсем подробного. В отдельных случаях при поиске мест - выручало очень сильно.
Плюс. Реально постоянно работал и навигатор, и карты в телефоне. По навигатору ехали, а по картам в телефоне ориентировались куда куда же мы едем. При больших перегонах на незнакомой местности очень помогает в восприятии мира.
Ну, и стоит ли говорить, что наученные предыдущими поездками, у нас были бумажные карты стран, где планировалось длительное путешествие, а не просто перегон.
И дополнительно в дороге купили атлас и карты с расположением кэмпингов.
(фото Натальи М.)
Из того, что обязательно! Все карты должны быть закачены и подготовлены до поездки. Интернета может и не быть!
Кэмпинги
Все ночевки - в кэмпингах. Стоимость их варьировала от 15 евро на троих до 46 евро на двоих (в Булонском лесу). Но дорогих кэмпингов было, к счастью, мало.
Палатка в Булонском лесу. Это лес такой. В центре Парижа. (фото Ольги Г.)
Мы были немного избалованы Прибалтийскими кэмпингами, где очень хорошо обстоит дело с возможностью готовки. На юге Европы есть свои особенности. И некоторые особенности климата, которые мы не учли.
Для дальнейших путешествий по югам (как минимум Франция, Испания, Португалия …) с собой нужно возить маленькую электрическую плитку и переходник, чтобы не брать в аренду. Пользование плиткой потребует дополнительной платы в 3-5 евро в сутки, но зато горячая еда будет всегда и везде.
В прошлом году во всех поездках у нас был самовар. Кто-то обязательно его с собой брал.
А в этом году не взяли. Почему-то подумали, что не стоит ... О чем многократно пожалели за время поездки.
Зато я теперь знаю, что я себе хочу приобрести. Самовар-"кухня". Это такие самовары, которые были популярны где-то в XVIII-XIX веках. Они от обычных отличаются более приплюснутой формой и разделенной на несколько частей основной частью. В таком самоваре помимо кипятка вполне можно приготовить суп и второе.
Сомневаюсь, чтобы их сейчас производили. А укупить оригинальные такие самовары ... В общем, начала мечтать. Хочу такую игрушку себе!
Идеи, где и почем это можно приобрести - принимаются с благодарностью.
(картинки с просторов интернета)
Самовар - вещь! Да и местами надо немного эпатажа добавлять … чтобы скучно не было.
И еще. В Варшаве из трех кэмпингов, адреса которых у нас были, реальным оказался только один. Так что отзывы перед поездкой смотреть обязательно. И отзывы должны быть текущего сезона.
И желательно иметь запасные адреса. В Макдебурге наличие запасных адресов нас буквально спасло.
И … при выборе кемпинга и дороги к нему надо учитывать, что после какого-то времени, рецепция закрыта, и чтобы остановиться на ночлег надо как минимум знать язык страны. Если бы не Наталья с ее польским, то шансов попасть в переполненный кемпинг после 10 вечера по темноте у нас бы резко поубавилось.
Дороги
К следующей поездке надо будет обязательно разобраться с виньетками. И понять, что такое евровиньетка.
Рядом с платной дорогой всего есть бесплатная. НО!!! В Польше по дороге туда поехали по бесплатной дороге. Скорость 40-50 км, поскольку идет по населенным пунктам. Светофоры и бесконечные повороты. И - круги!
Круги - это разговор особый! В Европе они везде и их очень много. Часто круг приходится проходить каждый 100-300 метров. И так весь день. Если плохо проходите круги, то вначале стоит научиться их проезжать, а потом только ехать. В Польше местами полосы на круге разделены бордюрчиками в 5-7 см. Это не много, конечно, но проезжать по ним не принято. Сразу надо попадать в нужный тебе ряд на круге.
Да, проезжать круг как у нас - как будто по прямой - там не принято.
Так вот, за день бесплатных дорог я за рулем умоталась до чертей, потратили почти бак бензина, и пришли к выводу, что если ехать больше 100 км, то надо платить. И стоимость проезда надо бы узнавать заранее, так же, как и способы оплаты.
Автобаны Германии - это верх инженерной мысли в плане развязок и перестроений. Но прежде, чем туда соваться, убедитесь, что вы в состоянии маневрировать на больших скоростях - если снято ограничение (120 или 130 км), то средняя скорость потока 150-160 км, но часто мимо пролетают так, что определить их скорость на глаз я бы побоялась. При таких скоростях перестроения начинаются где-то за 3-4 км, и если пропустили развязку, то следующая … как повезет. За движение задним ходом заплатите штраф. Евро так … не помню, толи 600, толи 1200.
И да, при резком торможении включают «мигалку», и мигает она до тех пор, пока сзади вас не затормозит машина и тоже не включит «мигалку». Так они обозначают резкое торможение на больших скоростях. Это общее для всей Европы.
Еще из мелочей. Хотя там разгонные полосы сделаны очень качественно, есть культура езды. Если впереди въезжает на автобан машина и левая полоса свободна, то водители перестраиваются на левую сторону, машина беспрепятственно въезжает. И только после этого уже перестраиваются назад.
Движение по левому ряду при свободном правом - нарушение уже при двухрядном движении.
А вообще особенности местных ПДД и размеры штрафов и за что их берут - очень занимательное чтение накануне въезда в очередную страну.
К слову, понадеяться, что штраф не придет, можно, но … в той же Испании штраф оплачивается по квитанции, но полицейскому на месте.
Есть небольшие особенности с заправками. На автобанах стоимость бензина дороже, чем в городе (Германия). Вроде бы и на одном литре эта разница не так заметна, зато если заливать полный бак, то эта разница набежит на 15-20 евро. А это уже ощутимо.
Во Франции при оплате картой есть подвох, если это колонки самообслуживания. Там на карте блокируется сумма больше, чем вы реально заливаете. У меня заблокировало (а может и сняли ...) 129 евро, хотя бензин залили на 56 евро. Оператор на бензоколонке так вежливо объяснил, что это нормально. И деньги вернутся. Может через день, может через два, а может и через неделю. Во прикол! Деньги вернулись через три дня. Но осадочек остался (с)
Платные дороги при оплате картой деньги снимут, но снять могут через пару дней. Если это обратная дорога, то об этом хорошо бы помнить, гуляя по магазинам ...
Еще одна особенность при планировании маршрута.
Раньше мы никогда не ездили по интересностям на машине. Это было правило, что на машине - только перегон от кэмпинга к кэмпингу. Все остальное - пешком или местный транспорт. В этот раз мы пару раз отступили от этого правила. И, если честно, то оба случая достойны медали за идиотизм. Одна поездка в Ронду что стоит.
Отступлению были причины. Изначальный план был остановиться в Малаге, и в Ронду - съездить на автобусе. Но в самой Малаге кэмпинга нет. И, посетив Севилью, решили оставить Малагу на потом. А в Ронду просто закочить. Тем более, что там по карте - «два локтя не расстояние» - каких-то 100 км. Но мы не учли перепад высот. В Ронду надо ползти вверх по дикому серпантину. Именно ползти. Скорость ограничена 30 км. Обгон велосипедистов разрешен только, если между велосипедистом и краем дороги от машины остается больше 1,5 м. Таких мест было мало. Вот и ползли со скоростью 25-30 км. По реально дикому сенпантину. И в условиях 1,5 тыс над уровнем моря с подъемами и поворотами двигатель работал на 5 тыс. оборотах. В итоге за туда и обратно бака бензина как не бывало.
И укачало всех. Я вела машину туда и часть оттуда, так реально до тошноты.
И в таких местах всегда хорошо бы помнить, что как бы плохо местные не водили машину, они по этим дорогам ее водят постоянно. Они по-любому будут эти дороги знать лучше, и они к ним привычны. В том числе и к серпантину с перепадами высот.
Но там же еще надо машину где-то оставлять. Ее так - не бросишь. И даже не потому, что не знаешь в каком дворе оставить. Нашли бы … машина - загруженная. Вещами и техникой. Куда можно оставить нагруженную вещами машину с номерами страны, которая за тридевять земель? Только на платную стоянку. И не потому, что так проще, хотя так - проще. А потому, что на ней машина - охраняемая. И за машину и ее содержимое охранники несут ответственность, как бы это странно не звучало.
Платная стоянка на высоте полутора тыс.метров. На открытом солнцепеке. И температура в тени где-то +40. А в багажнике пара туристических баллонов с газом. Ну так, чтобы иногда чай можно было согреть в отсутствии кухни. Да, баллоны были упакованы в серебрянку так, что … но шутка Ольги через два часа прогулок, что «пожарных и скорой нет, так что машина еще стоит» могла бы стать былью.
Так что - никаких выездов на машине. Водитель тоже человек. И машина должна отдыхать от дурости ее владельцев хоть иногда.
И всегда учитывать не только перегоны, но и перепад высот и реальности серпантиновых дорог. Всегда!
Люди
Люди - везде люди. Никто к вам не будет относиться хорошо или плохо только потому, что вы из России. И что вы знаете или не знаете местный язык. Хотя знание языков и обычаев часто облегчает жизнь.
Но в целом к вам будет относиться так, как вы себя поведете. Вне зависимости от других факторов.
И еще маленькая деталь. Местное население местами говорит только на своем родном языке. Ну, может быть в школе когда-то учили пару фраз на английском. Но уровень владения английским у них примерно как у среднестатистического жителя уездного города Н у нас - в школе учили, было дело. Так вот, если человеку с таким знанием языка пытаться объяснять красивым и длинными фразами на чужом для него языке, то в лучшем случае он просто ничего делать не будет дав понять, что не понимает вас. В худшем скажет, что да, все понял, а сделает что-то совсем не то. Оно вам надо? Так что там, где вступает в силу язык общения «на пальцах», то и общаться надо «на пальцах». Толку будет больше.
Итоги поездки
Самый главный итог этой поездки, что туда ездить на машине - можно. Нам только ленивый перед поездкой не покрутил у виска. Одной машиной не ездят. Туда вообще не ездят. Далеко. Тяжело. Большая часть дороги в один руль. Большие перегоны. Таким составом. Дорого. В общем, кто только что не сказал, что в переводе означало - вы с ума сошли. И тем не менее мы поехали. И - не пожалели.
Ездить туда на машине - можно!
(фото Ольги Г.)
И второй вывод … местами мы были первыми русскими. Реально первыми русскими. Пару раз у нас просили паспорта просто посмотреть как они выглядят. Никогда до того не видели. Во многих местах на машине русские никогда не приезжали. Кто-то не стеснялся с вопросом, как мы тут очутились, а кто-то смотрел так, что можно подумать, что человек перебирал, пил ли он столько, чтобы везде русские мерещились.
Так вот, и не смотря на то, что мы были во многих местах первыми русскими, почему-то очень хочется, чтобы туда не было массового наплыва. И не только русских, но и вообще туристов. Иначе места потеряют свою привлекательность и первозданность.
Фотки постараюсь все же обработать и выложить. Хотя их много. И большую часть мест подписывать не буду. Кому очень будет надо - узнает, что это и где. А кому не надо, так и просто красивых картинок будет достаточно.
P.S. По приезду у меня накрылся телефон. Точнее, он работает теперь только как телефон. Так что к следующей поездке в планах приобретение нового, пригодного для использования в путешествиях. Про модель думаю. Но пока не усмотрела, что хочу. Может кто подскажет, что у нас нынче с телефонами, в которых есть все, включая хороший аккумулятор, но по адекватной цене смотреть можно.