Оригинал взят у
lual в
Разделение обязанностей При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах:
- У детей должны быть как обязанности, так и права. Если эти права произвольно или под воздействием настроения нарушаются взрослым, то ребенок, в свою очередь, тоже начнет сопротивляться любым усилиям наладить с ним сотрудничество.
- Ребенок должен понимать (возможности и критерии понимания даются взрослыми), какие результаты трудов считаются хорошими, а какие - нет. Работу должны оценивать вместе с ним и взрослые.
- Предоставьте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. Для этого бывает полезным совместно составить весь список домашних дел и предложить ребенку выбрать из него то, что ему понравилось больше. Выбор "ничего не делать" - невозможен. После этого он выполняет выбранное или нет, что ведет к логичным последствиям.
- Само логическое последствие должно быть оговорено с ребенком заранее. Например, если в качестве своей обязанности ребенок выбрал "ходить за хлебом" и забыл это сделать, то всей семье придется сидеть без хлеба до его похода в магазин.
- Установите совместно с ребенком разумные сроки выполнения задачи.
- Меняйте порученные задания. Выполнение одного и того же задания очень легко наскучит ребенку. Детям нравится справляться с новой или необычной работой.
- Помните, что выявляетесь для вашего ребенка образцом. Не ждите от него аккуратности и порядка, если не соблюдаете их сами.
- Проверьте ваши критерии. Возможно, вы такой перфекционист в области домашнего хозяйства, что при малейшем отклонении от порядка испытываете ужас. Или, может быть, вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди.
- Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
- складывать игрушки на место;
- относить на стол салфетки, тарелки и столовые приборы;
- убирать за собой оставшиеся после еды крошки;
- уметь почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться;
- одеваться и раздеваться с помощью взрослого;
- если ребенок случайно пописал мимо горшка или обмочился, то вытирать за собой он должен сам;
- помогать разбирать пакеты с покупками и раскладывать их на нижние полки.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
- с помощью взрослого накрыть на стол;
- помогать покупать в магазине под внимательным наблюдением взрослого;
- вовремя кормить домашних животных, ухаживать за ними;
- помогать убирать в саду и во дворе;
- помогать расстилать и убирать постель;
- помогать при мытье посуды или (с некоторой помощью) загружать посудой посудомоечную машину;
- протирать пыль с мебели;
- намазывать масло на хлеб;
- готовить холодные завтраки (хлопья и т. п.);
- помогать разливать суп по тарелкам и т. п. на семейных обедах и ужинах;
- помогать в приготовлении простого десерта (положить украшение на кекс, залить мороженое джемом и т. п.);
- доставать из почтового ящика корреспонденцию;
- выходя из дома, сообщать родителям, где он (она) будет находиться;
- играть в доме без постоянного наблюдения и постоянного внимания взрослых;
- развешивать носочки, носовые платочки на невысоко подвешенной бельевой веревке;
- помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
- обсуждать со взрослыми меню на день и участвовать в закупке продуктов;
- уметь самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой;
- самостоятельно наливать себе питье;
- накрывать обеденный стол;
- добавлять в блюда, которые готовит кто-нибудь из взрослых, некоторые ингредиенты (по рецепту!);
- расстилать и убирать постель;
- убирать комнату;
- самостоятельно одеваться и подбирать одежду;
- чистить раковину, туалет и ванну;
- протирать зеркала, если они низко расположены;
- сортировать белье для стирки: складывать в одну кучу белое белье, в другую - цветное;
- складывать чистое белье и убирать его;
- отвечать на телефонные звонки;
- оплачивать мелкие покупки;
- помогать мыть машину;
- помогать выносить мусор;
- самостоятельно решать, как он потратит свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений;
- кормить своего домашнего питомца и убирать за ним;
- самостоятельно завязывать шнурки.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)
- самостоятельно подбирать себе одежду по погоде, соответствующую конкретному случаю;
- пылесосить коврики;
- поливать цветы и растения;
- чистить овощи;
- готовить простые блюда (сварить яйца, сосиски, приготовить бутерброды);
- помогать развешивать белье на сушилку;
- развешивать свою одежду в платяном шкафу;
- собирать дрова для камина, костра;
- собирать граблями листья и полоть сорняки;
- выгуливать домашних животных;
- уметь обработать себе мелкую ранку;
- выносить мусор без напоминания;
- помогать мыть и чистить автомобиль;
- накрывать (сервировать) стол.
Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)
- ухаживать за велосипедом. Запирать его в соответствующем месте, когда не пользуется;
- принимать телефонные сообщения и записывать их;
- выполнять поручения родителей, например, купить по их просьбе карандаши, книгу или другой небольшой предмет;
- купать собаку или кошку;
- выгуливать домашних животных или вместе с родителями их дрессировать;
- нести пакеты с продуктами;
- самостоятельно, без напоминания, вставать по утрам и ложиться спать вечером;
- самостоятельно носить в школу деньги за завтраки;
- оставлять после себя ванную в порядке, вешать чистые полотенца;
- гладить простые вещи.
Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)
- правильно складывать салфетки и правильно раскладывать столовые приборы;
- мыть шваброй или натирать пол, пылесосить ковер;
- помогать переставлять мебель. Причем планировать перестановки вместе со взрослыми;
- самостоятельно наливать себе ванну;
- помогать другим (если они попросят) в работе;
- наводить порядок в своих шкафах и ящиках;
- выбирать себе одежду и обувь в магазине (с родителями);
- менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую;
- складывать одеяла;
- пришивать пуговицы;
- зашивать распоровшиеся швы;
- убирать за животными во дворе или в доме;
- приготовить для всей семьи простое блюдо по рецепту;
- срезать цветы и ставить их в вазу;
- собирать фрукты с деревьев;
- разжигать костер, подготавливать все необходимое для приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду);
- красить забор или полки;
- писать простые письма;
- помогать размораживать и мыть холодильник;
- кормить младшего ребенка;
- купать младших сестер или братишек;
- мыть, вытирать и расставлять по местам посуду и столовые приборы;
- вытирать пыль.
Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)
- менять постельное белье, складывать грязное белье в корзину;
- уметь обращаться со стиральной машиной и (или) сушилкой;
- покупать по списку продукты;
- самостоятельно переходить улицу;
- самостоятельно приходить на назначенные встречи (к врачу, на занятия в школе и т. д., если это недалеко);
- печь печенье из полуфабриката;
- готовить еду для всей семьи;
- получать свою почту и отвечать на нее;
- приготовить чай, кофе или сок, разлить по чашкам;
- планировать свой день рождения или другие вечеринки;
- уметь оказать простую первую медицинскую помощь, например, обработать несложную рану йодом, наложить повязку;
- мыть семейный автомобиль;
- уметь планировать свои расходы.
Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)
- не бояться одному оставаться дома;
- ответственно распоряжаться некоторым количеством денег;
- уметь ездить на городском автобусе.
Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)
- уметь принимать на себя обязанности лидера;
- помогать укладывать спать маленьких братьев или сестер;
- помогать отцу в строительстве, поделках и работе по дому;
- уметь чистить плиту и духовку;
- самостоятельно делать уроки.
Обязанности и возможности ученика старших классов
- готовить, если надо, еду для всей семьи;
- следить за собой: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медосмотр;
- учитывать потребности других и согласовывать их со своими. В случае, когда интересы родителей и подростка являются прямо противоположными, быть способным к конструктивному разговору и взаимным компромиссам;
- иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей (своих физических и психологических, родительских финансовых и т.п.);
- последовательно исполнять принятые решения;
- по возможности зарабатывать немного денег.
Подготовлено Таксоновским общественным центром образования родителей, учителей, консультантов, штат Аризона.
Цит. по: Grunwald В. В., McAbee H. V. Guiding The Family: Practical Counseling Techniques. N.Y.: Taylor & Francis, 1999.
Из книги "Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания".