Выставки квилт-фестиваля в провинции Гронинген проходили в
церквях и мельницах. Места не очень любимые авторами из-за плохого света, но интересные для посетителей. Каждый раз, входя в новое здание, я зацикливалась на какой-нибудь детали, а она возвращала к голланцам золотого века.
Например, в музейном кафе красуется фотография начала века дамы в традиционном голландском головном уборе, прообраз которого так часто можно увидеть на старинных портретах. По мнению историков типичный пример предмета туалета перекочевавшего из наряда богатых горожанок в народный костюм и там застрявшего до наших дней.я стала мысленно примерять головной убор на окружающих голландских дам пытаясь соотнести их с каким-нибудь портретом. Регентесса хора безошибочно вписалась в портрет Питера ван Анрадта.
Головной убор плюс лицо дамы-организатора фестиваля счастливо слились воедино в этом портрете, что так меня позабавило, что я даже скучное официальное открытие больше не усыпляло.
NIkolaes Pickenoy
Или, проезжая мимо мельницы, замечаешь, что крылья мельницы стоят в положении "праздник" и спросить не у кого, так специально сделали на время фестиваля или случайно получилось. Скорей всего Америки не открою, но положение крыльев мельницы-своеобразный язык, мельницами даже пользовались во время войны участники сопротивления, чтобы посылать сигналы. Когда умер принц Фризо, то голландцы ставили крылья мельниц в положение "траур". Таких положений всего 4, есть региональные различия, но чаще всего упоминают следующие: " мельница остановилась ненадолго"(+), "Мельница в нерабочем состоянии"(X), "радостная весть" ("Нога" креста чуть сдвинута влево), "траур"("Нога" креста чуть сдвинута вправо).
Попыталась вспомнить как там крылья мельниц расположены у Рембрандта и Ван Рейсдала, без интернета не вспомнить, спросить не у кого, а главное зачем? Вот теперь гештальт закрыт наглухо, для того и в жж написала.
На картине Якоба ван Рейсдала ближняя мельница ненадолго остановлена, но может быть запущена в любой момент-знак округе, что зерно можно везти. А дальняя в отпуске
У Рембрандта подозрение на "траур", но сбоку трудно судить.
На рисунке Мейера положение "праздник", видно у мельника прибавление семейства
Трудно было голландским художникам, как бы ни повернули крылья мельницы, практически для каждого положения есть толкование, а им бы так их повернуть, как композиция того требует, что скорей всего они и делали.