Редко увидишь оригинальный дизайн, фотографии и костюмы к балету Дмитрия Шостаковича 1931 "Болт".
Болт, написанный в 1931 году, был, вероятно, последним балетом конструктивизма, в эру беспрецедентных инноваций в советском танце и перформансе.
Смелые проекты Татьяны Бруни и Георгия Коршикова, экспериментальная хореография Федора Лопухова, захватывающая история промышленного саботажа, написанная Виктором Смирновым и ярким музыкальным сопровождением Дмитрия Шостаковича, сделали это необыкновенное произведение угрозой для советской власти.
Первый спектакль в Ленинградском академическом театре оперы и балета в апреле 1931оказался последним. Он был обвинен в том, в нем замаскированная насмешка, ведь сюжет строится на истории о ленивом работнике, который хочет устроить саботаж на заводе. И прошло 74 года, прежде, чем он увидел сцену снова. Балет был реконструирован в Большом театре.
Лучше всех сюжет своего балета пересказал сам Дмитрий Шостакович: «Содержание очень актуальное. Была машина, потом испортилась (проблема изнашиваемости материала). Потом ее починили (проблема амортизации). Потом все танцуют у новой машины. Апофеоз. Все это занимает три акта...»
Отклики прессы были немедленными и отрицательными, причем балет рассматривался исключительно с идеологической точки зрения.
Г.Н.Добровольская цитирует критические статьи тех лет: «Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию... Танец красноармейцев - издевка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию».
Премьера оказалась единственным представлением «Болта»: уже объявленные спектакли были заменены на «Дон Кихот». Через две недели, 21 апреля 1931 г., газеты сообщили, что «Болт» по решению руководства театра снят из репертуара, что композитор и хореограф готовятся радикально переработать балет. Но больше «Болт» на сцене не появился. Сюита из балета «Болт» была впервые исполнена в 1933.
Почувствуйте это время, разглядывая костюмы, оригинальные фотографии, представьте напряженную и не слишком дружелюбную атмосферу, в которой развивалось советское искусство.
Click to view
Т.Г. Бруни - известный театральный художник, представитель самой продолжительной художнической династии, правнучка Федора Антоновича Бруни - автора картины "Медный змей", росписи Исаакиевского собора и ректора С-Пб, Академии художеств. Ролик
отсюда